«ВЕСЁЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»

Программа «Веселые петельки» имеет художественную направленность, относится к базовому уровню и способствует созданию благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающих личность, формирует личностно-значимые, морально-психологические качества такие как: терпение, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки.

Учитывая интерес обучающихся к вязанию крючком, целесообразно и продуктивно введение вязания с помощью спиц, что способствует расширению творческого потенциала ребенка. Вязать крючком и спицами можно из пряжи любой толщины и качества, используя в работе не только новую пряжу. Изучив возможности работы с крючком и спицами, обучающиеся легко смогут подобрать нужную для изделия пряжу. В дальнейшем они смогут связать любое декоративное изделие, предметы для украшения интерьера, предметы гардероба.

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами является не только приятным и успокаивающим занятием, но и развивает сенсомоторику, умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность.

Отличительные особенности программы «Веселые петельки» базового уровня опираются на понимание приоритетности воспитательной работы, которая направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, на формирование его личности, на развитие творческих способностей, мелкой моторики и морально-волевых и нравственных качеств ребенка, необходимые для совершенствования общества и себя в первую очередь. Прогресс не стоит на месте, каким будет завтрашний день зависит от самого человека. Мир вязания совершенствуется ежедневно, изобретают новые технологии, инструменты, увеличивается разнообразие пряжи. Один их основных важных аспектов данной программы – это идти в ногу со временем. Обучающиеся обладая знаниями, навыками и умениями в области вязания крючком и спицами, имеют возможность выбрать то или иное изделие, внести свои дополнения, сочетать различные техники, выбрать свое цветовое решение. Тем самым создается возможность для развития творческих способностей каждого обучающегося. С каждым занятием возрастает самостоятельность детей. Обучающий материал подобран с разной степенью сложности для того, чтобы дети сами могли выбрать свой вариант для выполнения творческой работы.

преподаватели

Чумакова Ольга Николаевна

Содержание программы

Содержание учебного плана

Раздел 1.  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания (2 часа).

Тема 1. Знакомство. История вязания.  

Теория: История развития художественного вязания. Инструменты и материалы, необходимые для работы.  Правила ТБ при работе с вязальными крючками, спицами, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Происхождение и свойства ниток. Виды волокон (натуральные и химические). Свойства трикотажного полотна. Демонстрация изделий.

Раздел 2. Основные приемы вязания крючком (12 часов).

Тема 1. Основные приемы вязания.

Теория: Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель, обозначение на схеме.

Практика: Отработка приемов вязания: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель, чтение обозначений на схеме.

Тема 2. Вязание образцов по схеме.

Теория: Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания крючком: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель

Практика: Самостоятельное выполнение узоров по схеме.

Раздел 3.  Творческие работы на различные темы (18 часов)

Тема 1. Домашние тапочки.

Теория: Изучение описания и схемы данного изделия. Выбор цвета пряжи и соответствующего номера крючка.

Практика: Вязание домашних тапочек.

Тема 2. Ажурная салфетка.

Теория: Выбор узора. Изучение схемы. Способы накрахмаливания вязанных изделий.

Практика: Вязание салфетки. Накрахмаливание.

Тема 3. Подарок к Новому году «Снеговик»

Теория: Изучение описания и схемы. Выбор пряжи и номера крючка.

Практика: Выполнение творческой работы.

Раздел 4. Основные приемы вязания спицами (14)

Тема 1. Основные приемы вязания

Теория: Изучение видов петель и их образование. Информация о правилах вязания спицами. Виды спиц. Выбор пряжи и спиц.

Практика: Вязание лицевых и изнаночных петель, закрепление последнего ряда.

Тема 2. Вязание узоров по схеме.

Теория: Разбор схем разных узоров. 

Практика: Выполнение узоров по схеме: «плоское вязание», «круговое вязание», «платочная вязка», «узор резинка».

Раздел 5. Творческие работы на различные темы выполненные крючком и спицами (24 часа)

Тема 1. Коллективная работа на пасхальную тему

Теория: Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор будущих работ. Выбор используемого инструмента (крючок или спицы).

Практика: Изготовление коллективной пасхальной композиции.

Тема 2. Декоративная прихватка

Теория: Убавление и прибавление петель. Их обозначения на схеме. Выбор формы прихватки. Выбор инструментов (крючок или спицы) для выполнения творческой работы.

Практика: Вязание прихваток разной формы.

Тема 3. Повязка на голову спицами

Теория: Сведения о повязках. Просмотр и обсуждение готовых работ. Выбор узора повязки и декоративных элементов.

Практика: Вязание повязки, изготовление декоративных элементов и декорирование готового изделия.

Тема 4. Мягкая игрушка «Заяц» крючком.

Теория: Изучение описания. Подбор пряжи и номера крючка. Обсуждение последовательности выполнения работа.

Практика: Выполнение творческой работы по составленной последовательности.

Раздел 6. Итоговое занятие (2 часов).

Практика: Подведение итогов. Подготовка творческих работ и оформление итоговой выставки. Участие в конкурсах различного характера, формирование личного портфолио.

Цели программы

Углубить изучение техник вязания, умения их самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих занятий.

Результат программы

педагогом в течении учебного года проводится мониторинг знаний и умений обучающихся. Что бы определить уровень подготовки целесообразно давать задания для самостоятельной работы по пройденной теме. Важным в реализации программы «Веселые петельки» является отслеживание результатов, что позволит определить степень эффективности обучения, внести коррективы в образовательный процесс. Основной формой подведение итогов – это участие в выставках и конкурсах, что позволяет обучающимся, их родителям, педагогу увидеть результаты своего труда и создать благоприятный психологический климат в коллективе. Выставки проводятся один-два раза в год.

Для проверки теоретических знаний применяются викторины, письменный или устный опрос. Формирование практических навыков и умений можно определить по правильному и аккуратному выполнению всех элементов вязания как крючком, так и спицами, творческому подходу к выполненному изделию. Так же учитываются умения владеть инструментами для вязания, определение рапорта на рисунке, умение читать схему. Критерием оценки умений также считается участие в конкурсах разного уровня.

В результате обучения данной программе обучающиеся приобретут:

Личностные результаты:

·               Развит устойчивый интерес к освоению опыта познавательной и творческой деятельности;

·               Развиты личностное самообразование, творческая активность, самостоятельность;

·               Развиты художественный вкус, творческие способности и расширена фантазия обучающихся;

·               Развито образное мышление, концентрация внимания, моторные навыки, индивидуальные способности обучающихся.

  Метапредметные результаты:

·        Привит интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетичное отношение к действительности;

·        Улучшение коммуникативные способности обучающихся;

·        Формирование трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы;

·        Сформированность чувства коллективизма, любовь к народным традициям.

Предметные результаты:

·        Освоение новых приемов вязания крючком;

·        Приобретение начальных навыков вязания спицами:

·        Умение распознавать обозначения петель на схеме;

·        Умение составлять схему вязания крючком и спицами по описанию;

·        Знание и умение правильного выполнения сборки и оформления готового изделия.

Педагоги, которые ведут занятия по вязанию, отмечаю положительное влияние на нервную систему и на успехи в школе. Вязание приносит детям удовольствие от выполненной работы, помогает развитию математических и графических знаний, помогает развитию задатков положительного и прекрасного в детях.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, мультимедиа.