Психологическое консультирование (г. Красноармейск)

Данная программа предназначена для детей-подростков и родителей и включает в себя проведение индивидуальных консультаций. 

Краткий алгоритм проведения:

1.Знакомство, контакт, поддержка.

2. Вводная беседа, выяснение запроса, выделение проблемы.

3. Первичный расспрос, выяснение анамнеза развития, семейных фактов, сбор информации в контексте темы, заполнение методик при необходимости.

4. Резюме психолога, обобщение, выявление «слабых зон», принятие эмоций, ободрение, активное и пассивное слушание, эмпатия).

5. Выбор и осознание желаемого результата, выработка альтернативных решений, определение стратегий, здесь и сейчас.

6. Воздействие, перебор гипотез, критика гипотез, согласование плана действий, осмысление модели, реализация плана.

7. Проработка с помощью инструментария и методик проблемы: шкалирование сфер, колесо баланса, SMART и прочих.

8. Решение проблемы, трансформация, коррекция установок и поведения, завершение, подведение итогов, прощание.

Основные положения консультирования:

- помогает делать выбор и действовать по собственному усмотрению;

- обучение новому поведению, развитие личности;

- консультант создает условия и поощряет волевое поведение, а клиенту делегируется ответственность в принятии самостоятельных решений.

Учитывается в работе как принципы триада Роджерса:

- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения;

- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

- право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

По результатам вводной беседы определяется договор на количество примерных встреч и намечаются цель работы и примерные задачи:

- уточнение проблемы,

- формулирование (SWOT-анализ личности);

- поиск решения;

- решение:

-обучение эффективным тактикам при взаимодействии;

- выработка уверенности в себе и своих возможностях;

- выявление потенциала личностно-профессионального развития;

- развитие навыков уверенности, самопрезентации;

- развитие коммуникативных навыков

- подготавливаются рекомендации по организации мероприятий, направленных на профилактику обострения ситуаций;

-  устранения психологических барьеров;

-  выработка специальных психологических и инструментальных умений;
- рефлексивный анализ положительного психологического настроя проведенных домашних заданий и анализа нештатных ситуаций и тактики их преодоления.

преподаватели

Педагог-психолог высшей квалификационной категории: Айгунова Баху Камильевна.

Содержание программы

1 этап – Организационный:

- проведение входной психодиагностики, учитывая возрастные и личностные особенностей;

- создание условий для проведения консультаций;

- подготовка методического материала.

2 этап – Аналитический:

- анализ результатов обследования;

3 этап – Практический:

- проведение индивидуальных консультаций с родителями,

- проведение индивидуальных занятий с детьми 1-2 раза в неделю при необходимости;

- проведение консультаций с родителями,

4 этап – Контрольный:

- проведение итоговой психодиагностики;

- анализ результатов;

- ознакомление родителей с результатами обследования;

- оценка качества проведения технологии.

Основные мишени работы:

§  Семейные (несоблюдение членами семьи социальных норм и правил, нарушение границ в общении;

§  Неправильные воспитательные стили: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку;

§  Развод родителей, воспитание одним родителем (в неполной семье);

§  Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители употребляют ПАВ, психическое заболевание членов семьи, внешние кризисы;

§  Наличие хронических семейных конфликтов; 

§  Постоянная занятость родителей) и личностные факторы (стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий;

§  Проблемы самооценки (неустойчивая, завышенная, неаргументированная и поляризованная самооценка);

§  Снижение мотивации достижений; низкая способность к рефлексии и заботе о себе;

§  Незрелость эмоционально-волевой сферы;

§  Стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы;

§  Агрессивность и нетерпимость; трудности в межличностном взаимодействии;

§  Неадекватное восприятие социальной поддержки;

§  Проблемы обучения детей;

§  Конфликтные отношения со сверстниками у детей, родителями, педагогами;

§  Переезды, разводы, школьная дезадаптация.

Производится оценка семейной структуры, степени эмоциональной связи между членами семьи. Определение представлений об особенностях семейных взаимоотношений у детей в семье, эмоционального «выгорания», уровня тревожности, родительских навыков (получения удовольствия от воспитания, эмпатии, способности индивидуально подходить к детям и реагировать соответствующим образом).
Определение мотивации на работу, согласованность мотивов у супругов, отношений членов семьи и ближайшего окружения к приему, стабильности и качества супружеских отношений, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности семьи (семья, карьера, брак), семейных ценностей, способности семьи справляться со стрессовой ситуацией, отношения к биологической семье будущего приемного ребенка, степени открытости семьи (способности принимать помощь, взаимодействовать с ближайшим окружением, степени готовности к сотрудничеству со службами сопровождения), степени личностной зрелости кандидатов (способности контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны), актуального функционального состояния кандидата, уровня агрессии (сформированности установок социального сотрудничества).

Цели программы

Цель программы: помочь понять происходящее в жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

1) Оптимизация эмоционального состояния, повышение ресурсности, активности, ответственности за принимаемые решения, формирование конструктивных тактик совладания со стрессом; тренировка навыков практической работы в изменившихся условиях.

2) В результате психолого-педагогической работы с семьями наблюдается положительная динамика развития взаимоотношений между родителями и детьми, тенденция к формированию более прочной привязанности, уменьшение психологической дистанции между ребёнком и родителем; благоприятное разрешение внутрисемейных конфликтов.

3) Развитие самоуправляющих механизмов личности (снижение тревожности, страхов, актуализация мотивов саморазвития, развитие навыков и адаптационных стратегий деятельности в малознакомых ситуациях).

Особые условия проведения

Особые условия:

1) Кадровые условия: квалификация, переподготовка специалиста по психологическому консультированию.
2) Пространство безопасного и комфортного проведения беседы, конфиденциальность.

Материально-техническая база

Стулья, мягкая мебель, при необходимости листы бумаги, карандаши, фигурки людей, игрушки при необходимости.

Методики для работы со взрослыми гражданами:

- «Шкала семейной адаптации и сплоченности, Faces-3» (Д.Х. Олсон),

- Диагностика родительской тревожности (А.Т. Прихожан), - опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковой «ВРР»,

- опросник родительских отношений Варги-Столина, «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого), «МЦВ» (тест Люшера)

- «Стандартизированный метод исследования личности, СМИЛ»,

- «Индивидуально-типологический опросник, ИТО», - «Метод диагностики межличностных отношений, ДМО (ЛИРИ)»,

- «Тест портретных выборов» (Л.Сонди),

- «Опросник выраженности психопатологической симптоматики, SCL-90-R» (адаптация Н.В. Тарабариной),

- «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте),

- «Опросник оценки агрессии» (адаптация Д.Г. Суходольского, С.В. Цыцарева),

- «Опросник измерения родительских установок и реакций, PARI» и др.