Занимательный русский язык

Темы занятий по курсу «Занимательный русский язык» связаны с программным материалом по русскому языку. Игры и задания в доступной и занимательной форме дополняют материалы уроков русского языка. Занятия курса помогут учащимся осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

преподаватели

Федотенко Людмила Владимировна

Содержание программы

Звуки речи. Как работает наш голос?

Как появилась устная речь. Отрывок из стихотворения Р. Рожедественского

«Упражнение по фонетике», «Чей это голос». Б. Крейцер. Сказка «Кто важнее?». Игра «Кто больше назовет слов с заданным звуком». Опыт с бумажной полоской (Как произносятся гласные и согласные звуки). Страничка: «Почему так говорят?». (А Васька слушает, да ест). О том, кто не обращает внимания на уговоры,  увещевания и продолжает делать своё дело.

Звуки художники словесных картин. Звукопись.

Отрывки из стихотворений Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Звукопись в шуточных песнях, частушках, скороговорках.  Кроссворд «Слова на Р.». Чистоговорки со звуками Ж, Ш, С.

 «Хитрый» звук.

«Хитрый» звук (Сказка). Где прячется ЙОТ. Стихи - игры «Доскажи словечко». Рифмовки со звуком Й. Игры «Слова в корзинку», «Цепочка слов». Страничка: «Почему так говорят?». (Как белка в колесе (крутиться)

В городе Букваринске.

Стихи  И. Токмакова «Букваринск», Б. Заходер «Песенка – азбука». «Игра «Начало и конец слова», «Какая буква пропала», «Каждой букве - свое место», «Шифровка». Страничка «Народная мудрость» (пословицы об азбуке и учении). «Эстафета» На доске записаны слова в два столбика. В них отсутствует согласная в начале или в конце слова. Страничка: «Почему так говорят?». (Из кожи вон лезть)

Путешествие к славянской азбуке.

Слово о книжных жителях.Почему исчезли из русского алфавита буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР. Старинные русские пословицы. Игра «Так да не так» (На доске записаны в столбик слова. Дети должны подобрать к ним другие, которые бы отличались только гласной буквой). Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава)

Буква обычная выросла вдруг.

Стихотворение «Большая буква» Е. Измайлов. О происхождении русских имен. Ребусы имена. В текст В. Котова «Капризные коты» подставь клички котов: Рыжик, Мурчик, Дымчик, Кузя. Игра «Перевертыши». Игра «Проделки Бабы-Яги» (Баба Яга взяла и перепутала все буквы в именах сказочных героев нужно их восстановить). Игра «Получи имя» (Измени букву в слове, чтобы получилось имя). Шуточная викторина. Страничка: «Почему так говорят?» (Ахиллесова пята)

В гостях у деда Слоговеда.

Рассказ Слоговеда о слогообразующей роли гласных звуков. Игры с дедом Слоговедом «Слог за слогом», «Кто быстрее», «Слоговой аукцион».

Страничка: «Почему так говорят?» (бабушка надвое сказала)

 «Пульс» в слове. (Ударение).

Беседа о роли ударения в слове. Особенности русского ударения. Игровой диктант. (Учитель диктует слова. Дети записывают только одну гласную букву ударного слога). Эстафета «Чей ряд лучше». Страничка: «Почему так говорят?» (бабушкины сказки)

Мастер перевоплощений.

Игры со словами «Кто больше?», «Назови новое слово», «Говорите правильно!»

Страничка: «Почему так говорят?» (бальзам на душу)

Переноси слова правильно!

Закрепление правил переноса. Игры по теме занятия «Помоги Незнайке», «Как перенести?», «НЕ ошибись!», «Найди ошибку», эстафета «Кто быстрей?».

Страничка: «Почему так говорят?» (Битый час)

Конкурс знатоков по теме «Ударение»

Головоломки «Добавьте букву», «Шутка наборщика», «Говорящие цифры»

Страничка: «Почему так говорят?» (без задних ног)

Собирал человек слова.

Рассказ учителя о В.И. Дале. Знакомство с толковым словарем. Алгоритм «Как работать со словарем». Из истории некоторых слов (око, чело, перст, длань, десница).  Игры со словами «Угадай слово», «Кто быстрей найдет слово». Загадки, народные песенки и потешки. Страничка: «Почему так говорят?» (без сучка, без задоринки)

Слова - малютки и слова - гиганты.

Беседа – рассказ «Самые короткие и самые длинные слова». Игры: «Круглая» пословица, монограммы с пословицами. Отгадывание загадок. Проба пера «Придумай загадку».

Страничка: «Почему так говорят?» (Белая ворона)

Живые свидетели прошлого.

Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игры «Фразеологический зверинец», «Сказочные фразеологизмы». Соревнование «Кто больше?» (За определённое время вспомнить как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык) Страничка: «Почему так говорят?» (Белены объесться)

Известный фокусник Ь.

Занимательные стихи. Отгадывание загадок. Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты. Страничка: «Почему так говорят?» (Беречь как зеницу ока)

 

Цели программы

способствовать закреплению и расширению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению для повышения качества по предмету, способствовать развитию мотивации к изучению русского языка.

Результат программы

Личностные результаты

- приобретение положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительное отношение к русскому языку как родномуязыку русского народа;

- повышение интереса к языковой и речевой деятельности;

- осознание многообразия духовных традиций русского народа, стремление сохранять традиции;

- приобретение первоначальных навыков сотрудничества сосверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Метапредметные результаты

регулятивные

- приобретение умения высказывать своё мнение относительно способов

решения учебной задачи;

- приобретение первоначальных навыков самооценки своей деятельности;

познавательные

- приобретение умения осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях и дополнительных источниках информации;

- формирование умения преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строитьответ в устной форме;

- повышение способности составлять устное монологическое высказывание;

-сравнивать, сопоставлять, классифицировать языковой материал по заданному признаку (под руководством учителя);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

- внимательно слушать собеседника и понимать речь других;

- правильно оформлять свои мысли в устной речи;

- принимать активное участие в диалоге;

- приобретение желания задавать вопросы, находить ответы;

- принимать участие в работе парами и группами;

-  высказывать собственное мнение;

- использовать в общении правила вежливости.

Материально-техническая база

Кабинет, набор дидактических  материалов