Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
преподаватели
Андреев Денис Романович - педагог дополнительного образования.
Содержание программы
- МОДУЛЬ № 1. «История шахмат», «Основы шахмат» - 18 часов
Вводное занятие - История шахмат - Шахматная доска - Рокировка. - МОДУЛЬ № 2. «Основы тактики» - 18 часов
Вводное занятие - «Основы тактики» - Ничья - Мат одинокому королю - МОДУЛЬ № 3. «Основы стратегии» - 18 часов
Вводное занятие - «Основы стратегии» - Реализация материального преимущества - Пешечные окончания. - МОДУЛЬ № 4. «Основы дебюта» - 18 часов
Вводное занятие - «Основы дебюта» - Турниры - Практика.
Цели программы
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Результат программы
Личностные:
· Проявление самостоятельности при принятии решений при игре в шахматы.
· Умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.
Предметные
· Учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место.
· Умение доводить начатое дело до конца.
· Самостоятельное выполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с шахматами.
Метапредметные
· Принятие правильных решений во время игры в шахматы.
Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
- Учебно-методические пособия;
- Специализированная шахматная аудитория;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Шахматные доски;
- Профессиональные шахматные часы;
- Столы для игры в шахматы.