Театр в школе

Современная педагогическая наука располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Содержание программы

 

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

 

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

-                  выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;

-                  деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

-                  работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

-                  поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

-                  создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

-                  переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

-                  работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

-                  репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

-                  репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпо ритма спектакля;

-                  назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

-                  премьера спектакля;

-                  повторные показы спектакля.

 

Цели программы

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Результат программы

Личностные результаты.  У учеников будут сформированы:

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Предметные результаты. Учащиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды по сказкам;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности