кружок "Краевед"

Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящими гражданами своей страны. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Основной стороной программы является её прикладная направленность.

Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью города Коломны. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее.

преподаватели

Грицай Оксана Александровна - учитель истории, обществознания, ВКК.

Содержание программы

I модуль (32 часа)

1.Введение . Понятие “краеведение”. Ученые, педагоги, писатели об изучении родного края. Изучение краеведческой литературы. Экскурсия в школьную библиотеку. Организация фенологических наблюдений. Изучение правил по технике безопасности на занятиях.

Учащиеся должны знать: основные источники изучения природы своего края; возможности школьной библиотеки в изучении данного вопроса; методы фиксации фенологических наблюдений.

Учащиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации, фиксировать фенологические наблюдения.

 

2. Культурное и историческое наследие. Краеведение в системе исторических наук.

Понятие культурного наследия и его содержание. Понятие исторического наследия и его содержание. Законодательство об охране объектов наследия. Объекты России, внесенные в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Краеведение как отрасль исторической науки. Краеведение – универсальное средство сохранения и изучения культурного наследия.  Деятельность музея по сохранению и пропаганде культурного и исторического наследия.

 

3.Географическое положение и административно-территориальное устройство Коломны и Коломенского района.

Границы, величина территории, политико-административное деление района. Коломенский район в составе Московской области и России.

 

4.Определение географических координат и направлений на карте. Практическая работа “Нанесение на контурную карту населенных пунктов Коломенского района”.

Учащиеся должны знать: как определить географические координаты объектов; населенные пункты Коломенского района.

Учащиеся должны уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по картам; сравнивать карты различного масштаба, делать выводы, наносить названия территорий Коломенского района.

5.Топонимика

Происхождение географических названий. Практическая работа: “Толкование названий”.

6. История заселения территории Коломны, ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения.

 История заселения территории, ее освоение представителями разных народов.

 Современный многонациональный состав населения. Городское и сельское население. Беседа с использованием материалов музея. Экскурсия в краеведческий музей.

 

7. Развитие Коломны в Средние века. Монголо-татарское нашествие. Ремесло и Кремль в Средние века. Легенды о монголо-татарском нашествии.

 

8. Коломна и Куликовская битва. Дмитрий Донской - покровитель нашего края.

Биография московского князя Дмитрия Донского. Роль Коломны в Куликовской битве. Воевода Боброк Волынский. Памятные места и легенды Коломны, связанные с Куликовской битвой.

 

9. Купечество нашего города. Благотворительность в нашем городе. Знаменитые купцы Коломны и их благотворительность. Коломенский Посад. Мануфактурное производство в Коломне. Крупнейшие рынки города.

 

II модуль (40 часов)

10. Музейное дело.

Музееведение как часть исторической науки и культурологи. Специфика музееведения. Историография музееведения и специальная литература.  Типология и классификация музеев. Музейная терминология. Современный музей и его предназначение.

 

11. Храмы и монастыри Коломны.

Храмы Кремля: Успенский собор, Тихвинская церковь, Никола на Посаде. Действующие монастыри Коломны. Часовни и святые ключи в Коломне. Крупнейшие и старейшие храмы Коломенского района.

 

12.Коломна во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..

Роль Коломны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Основные события в Коломне. Промышленность Коломны во время ВОВ. Коломенские ветераны. Памятники Коломны, посвященные Великой Отечественной войне. Музей Боевой славы. Школьный музей.

 

13. Памятники Коломны, посвященные Великой Отечественной войне. Мемориальный парк. (Гаубица, памятник Шавырину Б. И. и др.).  Мемориал в Дубовой роще.

 

14. Улицы Коломны. Основные улицы Коломны, история их появления. Биография Г. В. Зайцева. Биография А. И. Спирина. Улица Лажечникова. Бульвар 800 –я Коломны. Неофициальные урбанонимы.

 

15. Легенды Коломны. Легенда о спрятанных сокровищах Марины Мнишек. Легенда о Маринкиной башне. Легенда о церкви на Оленьем Вражке.

 

16. Современное развитие Коломны и района. Транспорт ( Голутвинский автовокзал, Коломенский трамвай, порт «Коломна», железнодорожные станции «Коломна, «Голутвин»). Предприятия Коломны. Наука и образование (научно-исследовательский тепловозный институт, институт мелиорации и техники полива). Спорт. Спортивные заведения Коломны (Конькобежный центр Московской области «Коломна»,  стадионы Труд, Цементник, Старт и Авангард). Спортсмены города  Дмитрий Дорофеев, братья Муратовы, Екатерина Лобышева, а также дзюдоист Евгений Печуров.

 

Цели программы

Цели программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

·        Расширять и углублять знания по краеведению Коломны.

·        Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

·        Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к природе родного края.

 

Задачи программы:

 

Личностные- воспитание личности, обладающей умениями анализировать окружающую действительность, осознающей свое место в историко-культурных процессах; уважающей традиции и обычаи своего и соседних народов, а также нормы, сложившиеся в образовательном учреждении; воспитание активной жизненной позиции и высоко нравственных идеалов у подрастающего поколения.

 

Метапредметные- развитие образно-эмоциональной сферы, аналитического мышления, внимания, формирование информационной культуры (умений понимать, собирать, хранить информацию). Развитие познавательного интереса к истории, обычаям, традициям своего учебного заведения, его семейным династиям, истории родного края; приобретение практических знаний, умений и навыков в области поисково-собирательной, исследовательской музейной и самостоятельной работе.

 

Предметные- формирование основных навыков музейной деятельности (изучение, обработка, учет и хранение собранного материала), навыков поиска информации с использованием различных источников (библиотека, архив, образовательный ресурс сети Интернет); формирование у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности.

Результат программы

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы объединения.

 

Требования к знаниям и умениям:

1. овладение приемами исследовательской работы, обработки полученных материалов,

2. организация и проведение экскурсий, выставок, внеклассных мероприятий,

3. знание культурных традиций и истории своего края, техникума, семьи.

4. формирование  устойчивого интереса учащихся школы к деятельности краеведческого кружка.

 

Компетенции и личностные качества:

 

Компетенции, которые формируются в процессе работы объединения:

1. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

2. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

3. умение рационально использовать время, планировать свою работу;

4. умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

5. способность творчески мыслить и рассуждать;

6. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

 

Личностные качества:

1. высокие моральные стандарты;

2. физическое и психологическое здоровье;

3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

5. оптимизм, уверенность в себе.

6. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей;

7. инициативность, способность сконцентрироваться на главном;

8. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

 

Личностными результатами обучающихся-

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить;

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

- познавательный интерес к основам духовной культуры России.

Особые условия проведения

программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися  10-13 лет. Программа допустима к работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- наличие  кабинета  истории;

-наличие в школе Народного музея Боевой Славы 135 Краковской Краснознаменной стрелковой дивизии.

- компьютер;

-мультимедийный проектор;

- экскурсионный и краеведческий материал.

 

Информационное обеспечение: В реализации программы принимают участие научные сотрудники городского краеведческого музея, представители городских общественных организаций, а также с преподаватели истории и других общественных дисциплин в школе, библиотекарь.

 

 

Кадровое обеспечение: учитель истории и обществознания , высшая категория.