Коррекция ОНР у детей дошкольного возраста (г. Красноармейск)

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий.

преподаватели

Учитель-логопед первой квалификационной категории: Бокшиц Галина Сергеевна.

Учитель-логопед первой квалификационной категории: Гутникова Олеся Тарасовна.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Мальгина Екатерина Анатольевна.

Содержание программы

Содержание программы представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Цели программы

Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Результат программы

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

 • свободно составлять рассказы, пересказы;

 • владеть навыками творческого рассказывания;

 • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения,

усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

 • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

 • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

 • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

 • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
 • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Особые условия проведения

1) Кадровые условия:

1. Образовательная организация, реализующая программу для обучающихся с ОНР, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.

2. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы обучающихся с ОНР, должны иметь высшее профессиональное образование.

2) Материально-технические условия:

1. Организация пространства:

- помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин;

 - оборудование кабинета учителя-логопеда соответствующей СанПин мебелью.

2. Организация временного режима дня:

- занятия с дошкольниками, имеющими ОНР проводятся по 30 минут 2 раза в неделю.

Материально-техническая база

Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы:

1) ПК, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения.
2) Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования, кушетка. 
3) Зеркала: настенное большое зеркало, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
4) Доска магнитная.
5) Зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки инструментов.
6) Музыкальные игрушки для развития физиологического дыхания.
7) Игрушки.
8) Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики,  шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

Пособия и материалы для обследования речи детей.
Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
Пособия по развитию графомоторных навыков.
Пособия по развитию мелкой моторики рук.

Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия:

Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.