Основы скетчинга (ИЗО)

Скетчинг - это возможность выразить свои мысли, впечатления от встреч, посещения мероприятий, путешествий и все запечатлеть на листе бумаге или в своем скетчбуке. Недаром техника Скетчинг пользуется большой популярностью у детей и подростков.Эта техника идеально подходит для тех, кто только начинает рисовать, т.к. является довольно простой и не требует от детей профессиональных навыков. Тем не менее, Скетчинг способствует развитию качеств, присущих художнику: умение "поймать момент", выстроить композицию, быть внимательным и творческим. Скетч рисунок не только расширяет кругозор, представление о нашей действительности, но и позволяет из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным врисунках, а также формирует эстетические чувства детей, сподвигает к поиску интересных сюжетов и может стать прекрасным хобби на многие годы. А это в свою очередь может поспособствовать выбору профессии в дальнейшем. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для дизайнеров, мультипликаторов и архитекторов, всех тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка.

В академическом рисунке и живописи скетч - это эскиз для будущей работы, подбор цветовой гаммы и композиции, но в настоящее время направление скетчинга выросло в самостоятельное художественное направление в современном искусстве.

преподаватели

Педагог дополнительного образования первойй квалификационной категории Гудьева Екатерина Александровна.

Содержание программы

 

 

1)    Организационное занятие. Постановка задач и целей на предстоящий год обучения.

Теория: Основные виды скетчинга. История возникновения. Разбор основных понятий: линия, штрих, пятно, тон, линия, передача объема, скетч, эскиз, набросок, скетчбук.

Практика: Упражнение «Контроль за рукой» - базовая техника, которую необходимо освоить для того, чтобы научиться рисовать. Чем больше времени уделяется данному упражнению, тем точнее становятся линии, а способность оценивать пространство и форму многократно улучшается.

2)    Материалы для скетчинга: выбор, разновидности.

Теория: Знакомство с художественными материалами для скетчинга, принадлежностями, инструментами; с приемами работы карандашом. Формирование правильной постановки руки во время рисования.

Практика: упражнения на отработку штриховки, упражнение «Текстуры».

3)    Работа с различными графическими материалами, упражнения на растяжку цвета, смешение цветов, насыщенность тона. 

Теория: научить работать с цветом, свойствами передачи цвета акварели, смешением, нюансами, рефлексами и бликами.

Практика: рисунок простой формы в цвете. 

4)    Основы построения изображения.

Теория: взяв за основу изображение, научить видеть в нем локальные пятна, разбор их на главные и второстепенные, на геометрические фигуры.

Практика: выбор референса, композиция из геометрических фигур, построение простых предметов.

5)    Основные виды скетчинга.

Теория: многообразие, разновидности скетчинга, применение в различных отраслях. Знакомство с ведением Скетчбука.

Практика: разбор иллюстраций, выбор референсов, практическая работа.

 

Раздел 2. Конструктивное построение.

1)    Быстрые зарисовки с натуры. 

Теория: Понятие анатомии, линейной и воздушной перспективы, точки схода. Дать учащимся понятие о линейной и воздушной перспективе, ее законах и правилах. Отработать построение с одной и двумя точками схода. Научить видеть цельный объем в плоскости листа, компоновка фигуры в листе. Базовые приемы построения фигуры. 

Практика:3-5 набросков с натуры.

2)    Основы изображения базовых фактур и текстур. 

Теория: На примере изображений, научиться копировать фактуру различных поверхностей: камень, бетон, кирпич, ткань, ворс, мех, волосы, пластик, стекло, металл. Объяснить учащимся как с помощью простых приемов и техник рисовать фактуру с натуры.

Практика: подбор фактур, создание таблицы фактур. 

3)    Передача объема.

Теория: Знакомство с понятиями, законами светотени. Собственная тень – это самая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена. Полутень – это переход от света к тени. Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов. Свет – освещенная часть предмета. Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете. Падающая тень – это тень от предмета. На предмете всегда будет блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень - и именно в этой последовательности. И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.

Практика: отработка законов светотени в цвете и графике.

4)    Основы изображения базовых фактур и текстур.

Теория: На примере изображений, научиться копировать фактуру различных поверхностей: камень, бетон, кирпич, ткань, ворс, мех, волосы, пластик, стекло, металл. Объяснить учащимся как с помощью простых приемов и техник рисовать фактуру с натуры.

Практика: подбор фактур, создание таблицы фактур.

5)     Скетч бытовых предметов. Коллаж.

Теория: научить изображать бытовые предметы с использованием перспективы, плановости, объема, техник создания фактур и текстур. Работа с готовыми изображениями, составление композиции, декоративное оформление, коллаж.

Практика: подбор референсов и вырезок, отработка техник. 

6)    Творческое задание.

Теория: дать волю фантазии учащихся, самостоятельная организация композиции, подбор референсов и вырезок, отработка всех умений и навыков в построении, передаче объема, подбора цвета, работа с материалами. Декорирование.

Практика:подготовительная работа с композицией, рисунок нескольких вариантов, подбор материалов. 

Цели программы

Развитие творческих способностей детей средствами художественного искусства.

Результат программы

 

•              Метапредметные результаты:

•              формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

•              формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•              формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•              овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;

 

Для достижения планируемых результатов обучающимся следующие виды работ:

Работа с референсами и натуральными изображениями, конструктивное построение, коллаж, выполнение авторских работ иллюстрации по различным тематикам, пленер, работа с натуры

Предметные результаты:

По итогам   обучения, обучающиеся будут знать: 

•              понятий «пропорция», «светотень», «перспектива», «ракурс»;

•              законы перспективы;

•              навыки владения линией, штрихом, пятном; 

•              навыки выполнения линейного и живописного скетча; 

•              навыки передачи фактуры и текстуры предмета;

•              навыки передачи пространства средствами цвета.

По итогам обучения, обучающиеся будут уметь: 

•              использовать приемы линейной и воздушной перспективы; 

•              моделировать форму сложных предметов тоном; 

•              делать быстрые зарисовки на время; 

•              рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; 

•              изображать состояния природы, натурных объектов с передачей их эмоционального состояния; 

Результаты освоения программы включают:

Личностные результаты:

•              формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

•              развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;

•              мотивация детей к познанию, творчеству, труду;

•              формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности; 

 

Материально-техническая база

ü     - мастерская, оборудованная всем необходимым для работы;

ü     - инструменты и материалы:

ü     - бумага

ü     - маркеры,

ü     - акварельные краски,

ü      - кисти;

ü     - цветные карандаши;

ü     - линеры;

ü     - мольберты;

ü     - распечатки изображений, что мы будем рисовать;

ü     - презентация с вариантами выполненных работ.