"Рисование для дошколят"

Содержание программы "Изобразительное искусство" нацелено на формирование у дошкольников и младших школьников художественной культуры как части духовной, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

   Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» является модифицированной, адаптированной с учётом особенностей работы ДМЦ "Альбатрос". Темы и количество часов в программе изменены. Внесённые коррективы не затрагивают концептуальных основ программы.

преподаватели

Качнова Ольга Александровна

Содержание программы

         Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование. Основные разделы программы группируются вокруг  единой темы. Содержание каждого года основываются на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных»,  «Мир человека»,  «Мир искусства».

  1-й тематический блок «Мир природы» - изображение различными художественными материалами образов неба, земли, деревьев, трав, цветов, фруктов, овощей. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного творчества.

 2-й тематический блок «Мир животных» - изображение различными художественными материалами образов птиц, рыб, насекомых, млекопитающих, диких и домашних животных. Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др.

 3-й тематический блок «Мир человека» - изображение различными художественными материалами образов людей (членов семьи, людей разных возрастов и профессий), мира фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры. Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах.

 4-й тематический блок «Мир искусства» - изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.

 

Цели программы

   Целью совместной деятельности педагога с детьми в художественно-творческом направлении является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Результат программы

К концу первого года обучения дети знают:

 

- Цвета спектра и последовательность их расположения

- Названия основных и составных цветов

- Тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета

- Названия инструментов, приспособлений

- Названия материалов, применяемых в работе

- Основные выразительные средства живописи (цвет, колорит) и графики (линия, штрих)

- Простые пространственные отношения в рисунке (ближе – дальше)

 

К концу первого года обучения дети умеют:

 

- Умеют составлять цвета (красный + синий = фиолетовый, красный + желтый = оранжевый, желтый + синий = зеленый)

- Смешивать цвета для получения светлых оттенков (розовый, голубой и др.)

- Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка

- Рисовать простой орнамент (растительный и геометрический)

- Красиво располагать изображение на листе, составлять простую композицию

- Рисовать гуашевыми и акварельными красками, восковыми мелками

- Рисовать мягкими кисточками (концом, всем ворсом, мазком) и жесткими (тычком)

-Передавать форму изображаемых предметов, их характерные признаки, пропорции, несложные движения

   Также к концу первого года обучения формируется экологическая культура ребёнка, накапливается опыт эстетического отношения к миру.

Особые условия проведения

   Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. При анализе работ важно в каждой найти что-то значительное. Не допустима дифференциация работ (эта самая лучшая, а эта – худшая). Положительная оценка работы ребёнка в конце каждого занятия является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

   Рисунки, выполненные детьми служат отчетным материалом работы. Они могут быть представлены на выставке в конце занятия, тематических выставках, выставке по итогам года. Также  выполняемые детьми работы могут служить основой индивидуальных, групповых или коллективных проектов.

Материально-техническая база

   Для реализации программы используются репродукции картин художников, фотографии, альбомы по изобразительному искусству,  иллюстрации в книгах, презентации, таблицы по цветоведению, дидактические игры, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда объединения.

 

Техническое оснащение занятий

 

   Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства. Необходим кабинет для занятий, оборудованный мебелью (столами, стульями, шкафами, доской, мольбертами или планшетами) и хорошо освещённый (естественным и искусственным светом). Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядно-дидактического и учебно-методического материала, а также технические средства обучения (компьютер, магнитофон, проектор и др.). Для учащихся на занятиях потребуются краски гуашевые и акварельные, бумага формата А-3 и А-4, кисти №3, №5, №10-12 из белки, кисти из щетины круглые и плоские, палитры, банки пластиковые прозрачные для воды, тряпочки для кистей, восковые мелки, цветные и простые карандаши, тушь, уголь и сангина.