Основы театрального искусства

Новизна образовательной программы театральной студии состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию учащихся 11-17 лет через использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением игровых и здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий. Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою разделов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство»,

«Работа над пьесой и спектаклем».

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Данная дополнительная общеобразовательная программа дает возможность каждому школьнику с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение. Принцип вариативности реализуется в программе следующим образом: «Обучающемуся предоставляется возможность подбирать более оптимальные решения для поставленной задачи. Этот принцип учит творческому мышлению, умению находить новые, ранее не изученные пути решения заданий. Вариативность по программе предполагает наличие нескольких выходов из какой-либо ситуации или задачи и дает возможность мыслить шире». Объем вариативных форм деятельности, форм освоения программы, содержания, которое по интересам и потребностям, творческих заданий по различным уровням сложности поможет каждому учащемуся идти в образовательном процессе по собственной траектории. Именно это позволит ему быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности.

преподаватели

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Андронова Елена Александровна.

Содержание программы

1.                     Вводное занятие

Теория. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игра «Снежный ком», «Знакомство-дразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра «Клубок».

 

2.                     Основы театральной культуры
2.1.                        Зарождение искусства.

Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства. Просмотр презентации, видеофильма.

Практика. Игра «Путешествие на машине времени».

 

2.2.                        Театр как вид искусства.
Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».

Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.

Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета).

 

2.3.                     Театр и зритель.
Теория. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки.

Практика.                 Театральная         гостиная.       Просмотр        в/записи спектакля (детский спектакль).

Театральные термины: Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер.

 

2.4.                        Театральное закулисье.
Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»). Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример.

Практика. Творческая мастерская «Мы - художники».

 

3.                     Техника и культура речи.
3.1.                        Речевой тренинг.

Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса.

Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.

 

3.2.                        Работа над литературно-художественным произведением.
Теория. Орфоэпия. Нормы произношения. Говорим правильно. Логико- интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.

Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.

 

4.                     Ритмопластика.
4.1.                        Пластический тренинг.

Теория. Пластическая выразительность.

Практика. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.

 

4.2.                        Пластический образ персонажа.
Теория. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела.

Практика. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных.

 

5.                     Актерское мастерство.
5.1.                        Организация внимания, воображения, памяти.

Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие фантазии и воображения.

Практика. Актерский тренинг: Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.

 

5.2.                        Сценическое действие.

Цели программы

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Результат программы

Метапредметные:

·               Познакомить обучающихся с историей театра; основами театральной деятельности; основными терминами, применяемыми в театральном искусстве.

·               Научить обучающихся основным артистическим навыкам в плане воплощения образа.

·               Обучить культуре и технике речи.

·               Научить правильной ритмопластике.

 Предметные:

·               Формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития.

·               Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

 Личностные:

·               Развивать артистические, эмоциональные качества у детей средствами театральных занятий.

·               Развивать художественно - эстетический вкус.

·               Развивать коммуникативные и организаторские способности детей.

- Личностные:

- -овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности;

- -развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

- -развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих;

- - формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме;

- - формирование навыков работы руководителя и умение работать в команде;

- - развитие творческих способностей;

 

Материально-техническая база

ü  Сцена;

ü  Зал для проведения разминки, актерского тренинга, стулья для детей и зрителей.

ü  Музыкальные носители;

ü  Ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран;

ü  Усилители звука;

ü  Кабинет для уроков грима;

ü  Грим и необходимые предметы для уроков грима (у каждого ребенка инд.);

ü  Костюмы для спектаклей репертуара студии, чехол, вешалка для костюма (инд.);

ü  Декорации спектаклей репертуара студии;

ü  Реквизит к спектаклям репертуара студии;

ü  Костюмерная для хранения костюмов и реквизита;

ü  Фото и видеоаппаратура.

ü  Шкаф для хранения костюмов, головных уборов;

ü  Мастерская для изготовления и хранения декораций, реквизита, костюмов