Социально-значимый проект «Сохранение родного языка"

Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Программа курса по русскому языку в 5-7 классе построена с учётом интереса обучающихся  на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности, укрепления связи обучения с жизнью.  Занятия имеют элемент занимательности. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если обучающийся и владеет свободно литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Чем грамотнее человек, тем требовательнее он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали бережно относиться к родному языку.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о языковой норме, ее функциях; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Уровень программы нацеливает на применение полученных обучающимися знаний и умений в собственной речевой практике. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи языкового явления.

Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи,  особое внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, т.е. навыков, которыми необходимо владеть каждому. На этой основе получают развитие такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, проявляющееся в результате умелого использования богатейших возможностей родного языка.

 

преподаватели

Пилипенко Н.И, учитель русского языка и литературы. Высшая категория. Стаж работы в образование: 30 лет. Руководитель проекта "Межмуниципальный спортивно-массовый и творческий фестиваль "Все люди важны", одно из направлений которого "Сохранение родного русского языка". Победитель Всероссийского конкурса (по работе с волонтерами) "Добро не уходит на каникулы", победитель Всероссийского конкурса лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие». Финалист международной премии "Мы вместе". 

Содержание программы

Тематическое планирование
 


 
Культура речи
1
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.
Лекционное занятие.
1
 
2
Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.
Подготовка сообщений, практические задания  по культуре речи.
1
 
3
Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».
Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы
1
 
4
Азбука важных и вежливых слов.
Сбор материала и анализ.
1
 
5
Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
Сбор материала и анализ.
1
 
 
«В начале было слово…»
6
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX  века.
Просмотр сказки.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.
1
 
7
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Сбор материала и анализ.
1
 
8
Литературный язык и местные говоры.
Заочное путешествие.
1
 
9
Лексические диалектные различия и их типы.
Сбор материала по тематическим группам лексики.
1
 
10
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».
Работа с тестом.
1
 
11
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.
Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.
1
 
12
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.
Индивидуальная  поисковая работа. Практическое занятие.
1
 
13
Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.
Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок.
1
 
14
Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Индивидуальная и групповая поисковая работа.
1
 
15
Молодёжный сленг и отношение к нему.
Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала.
1
 
16
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.
Сбор материала по истории личных имен, отчеств.
1
 
17
История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Сбор материала по истории личных фамилий.
1
 
18
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
Сбор материала и обработка.
1
 
 
«Слово – понятие, слово – творчество»
19
К истокам слова. Почему мы так говорим?
Составление «биографии» слова.
1
 
20
Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.
Элементы игровых технологий.
1
 
21
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.
Составление «паспорта» слова.
1
 
22
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.
Наблюдение за языком
1
 
23
Как правильно употреблять слова.
Сбор материала и анализ
1
 
24
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.
Анализ произведений УНТ, создание своих загадок.
1
 
25
Богатство русского языка (синонимы,  антонимы)
Работа со словарями
1
 
26
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.
Работа с текстами.
1
 
27
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Составление памятки «Как написать письмо».
1
 
28
Напиши письмо Другу.
Создание творческих работ.
1
 
 
Качества хорошей речи
29
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.
Лекционное занятие.
1
 
30
Эмоциональная грамотность.
Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.
1
 
31
Основные речевые правила  общения посредством телефона.
Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.
1
 
32
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета.
Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.
1
 
33
Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.
Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие.
1
 
34
Итоговое занятие. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»
Защита проекта.
1
 

 
 
 
 
 
 

Цели программы

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

 

Результат программы

Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).