Музыкальная мозаика

Программа «Музыкальная мозаика» является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Публичные выступления формируют у обучающихся психологическую стойкость, а социально – значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

преподаватели

Руководитель — Семёнова Светлана Игоревна, учитель музыки МОО-СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №7.

Область интересов: вокальное искусство, звуковое оформление, хоровое пение, эстрадное исполнение.

Обучающиеся Семёновой С.И. являются победителями и призёрами муниципальных и региональных конкурсов.

Содержание программы

Раздел 1: Введение

Теория Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия. Презентация работы студии. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. Практика Исполнение знакомых песен.

Раздел 2: Виды вокального искусства. Эстрадный вокал

2.1.              Виды вокального искусства

Теория Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие. 

Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.

2.2.          Эстрадный вокал

Теория Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приёмов.

Практика Прослушивание и анализ музыкального материала.

Раздел 3: Формирование певческих навыков

3.1          Певческая установка

Теория Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

3.2 Певческое дыхание

Теория Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание.

Практика Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора. Правильное дыхание при работе с репертуаром.  

3.3  Звукообразование 

Теория Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический)

Практика Вокальные упражнения-распевания: пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato,  non legato, staccato; работа над  высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»; упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио); упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.  разучивание одноголосных вокальных упражнений, распевок  упражнения с использованием вокального приёма «скэт». 

3.4. Артикуляция, дикция

Теория Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.

Практика Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.

Раздел 4: Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1.                  Разучивание произведений

Теория Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. 

Практика Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения.

Раздел 5: Подведение итогов

Цели программы

Развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство эстрадного вокала.

Результат программы

▪        сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части общей духовной культуры;

▪        овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства;

▪        знание характерных особенностей вокальных жанров и основных стилистических направлений;

▪        владение навыками эстрадного пения;

▪        умение творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в   пении;

▪        приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства;

▪        сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных вокальных произведений;

▪        способность реализации собственных творческих замыслов в вокальной импровизации;

▪        использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);

▪        умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

▪        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

▪        приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной вокально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

▪        стремление к художественному самообразованию;

▪        коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

▪        готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;

▪        этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

▪        компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

▪        эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Особые условия проведения

Особенности организации – в соответствии с учебным планом   кружка, дети сформированы в разновозрастную группу, которая является основным составом.

В основе процесса обучения лежат следующие педагогические принципы:

▪        постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;

▪        единство художественно-эстетического и технического развития обучающихся;

▪        использование музыкально-образного, ассоциативного мышления;

▪        индивидуальный подход к учащемуся.

Принцип индивидуального подхода к учащемуся особенно важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер. 

При обучении учитываются:

▪        физиология организма: строение голосового аппарата;

▪        особенности данного возрастного периода;

▪        общее развитие обучающегося, его кругозор;

▪        интересы при подборе репертуара;

▪        окружающая атмосфера как на занятиях, так и в домашнем кругу;

▪        погодные условия, влияющие на общее состояние и чистоту интонирования.

Основные дисциплины программы:

▪        музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве;

▪        освоение вокальной техники;

▪        освоение эстрадного вокального репертуара;

▪        исполнительское мастерство;

▪        импровизация.

Материально-техническая база

1.       Музыкальный синтезатор – 1 шт.

2.       Звуковой микшер – 1 шт.

3.       Микрофоны – 2 шт.

4.       ПК – 1 шт.