театральная студия "Искусство театра"

      Программа способствует общему разви­тию ребенка; помогает развивать способности ребенка, который проявляет любознательность, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей­ствия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формирова­нию волевых черт характера. Занятия театральной де­ятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потреб­ностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

      Использование программы позволяет стимули­ровать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональ­ным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начи­нает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпи­мым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, включая фантазию, воображение, общение с окружа­ющими людьми.

преподаватели

Дубцова Дарья Дмитриевна - учитель музыки.

Содержание программы

Краткое содержание программы

 

Блок I. Вводное занятие. Начальная диагностика.

Блок II. Актерское мастерство.

Тема 1. Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.

Тема 2. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.

Тема 3. Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения  с воображаемыми предметами.

Тема 4. Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.

Тема 5. Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.

Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.

Тема 7. Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.

Тема 8. Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.

Тема 9. Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.

 

Блок III. Сценическая речь.

Тема 1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и  тренингов для речевого аппарата.

Тема 2. Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.

Тема 3. Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.

Тема 4. Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.

Тема 5. Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.

Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.

 

Блок IV. Сценическое движение.

Тема 1. «Фехтование». Предлагаемые упражнения учат навыкам фехтования, что может быть использовано в спектакле и помогает выработать осанку и раскрепощение мышц.

Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.

Тема 3. «Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.

Тема 4. Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.

 

Блок V. История театра.

Тема 1. Скоморошье царство. История возникновения театра на Руси.

Тема 2. Театральные профессии. Познакомить детей с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример,  костюмер и другими.

Тема 3. Кукольный театр. Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном театре.

Тема 4. Виды и системы кукол. Знакомство с перчаточными и тростевыми куклами, марионетками, напольными куклами.

Цели программы

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Цель программы: формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.

 

Задачи программы:

 

Личностные:

·        потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению ребят;

·        целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·        этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·        осознание значимости занятий театром для личного развития.

·        положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

·        осознание своих достижений в области творческой преобразовательной пре-метно-практической деятельности; способность к самооценке;

·        чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды.

Результат программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы «Основы актёрского мастерства»

 

       Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 в области театрального исполнительского искусства:

-       знания театральной терминологии;

-       знания основ техники безопасности при работе на сцене;

-       умения использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);

-       умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;

-       умения воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;

-       умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;

-       навыков владения основами актерского мастерства;

-       навыков владения средствами пластической выразительности;

-       навыков участия в репетиционной работе;

-       навыков публичных выступлений;

-       навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

-       навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем;

-       навыков тренировки психофизического аппарата;      

в области театральных игр:

-       знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;

-       умение объяснять правила проведения игры;

-       умение координировать свои действия с участниками игры;

-       навыки коллективного творчества при реализации события в игровом задании;

-       навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при создании игрового образа;

-       навыки координации движений.

 

в области основ актерского мастерства:

-       знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;

-       знание профессиональной терминологии;

-       умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;

-       умение работать над ролью под руководством преподавателя;

-       умение использовать полученные знания в создании характера сце­нического образа;

-       умение выполнять элементы актерского тренинга;

-       первичные навыки по сочинению небольших этюдов на заданную тему;

-       навыки репетиционно-концертной работы;

-       навыки по использованию театрального реквизита;

-       первичные навыки по анализу собственного исполнительского опыта.

Особые условия проведения

     Особенность данной программы состоит в том, что обучающиеся погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Материально-техническая база

Для реализации программы «Искусство театра» материально-технического обеспечения включает в себя:

специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием (осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);

видеозал, помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

  зал со специальным напольным покрытием, ширмами, звуковой и видеоаппаратурой; костюмерную.

Программа «Искусство театра» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Информационное обеспечение – аудио, видео, интернет - источники.