Дополнительная программа «Информационное моделирование»

Актуальность программы обусловлена    сближением содержания программы с требованиями жизни. Актуальность данной программы дополнительного образования состоит в том, что в период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Наиболее полно реализовать данный курс призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границы научной области информатики и невозможности в рамках школьного образования осветить весь аспект её направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию их системного мировоззрения и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Отличительной особенностью данной образовательной программы, от ранее существующих программ в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по информационным технологиям. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами информатики, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.


Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут дополняться домашним заданием с целью улучшить качество работы;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

преподаватели

Дорожкин Константин Александрович

Содержание программы

Содержание учебного курса с описанием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Предлагаемые модули учебного курса самостоятельны и независимы друг от друга по содержанию и могут быть сокращены или увеличены по времени, в зависимости от потребностей обучающихся.

Модуль 1 «Введение в предмет «Технология»» - 1 час

Техника безопасности на уроках «Технологии». Обзор современных технологий.

1час – теоретического занятия

Модуль 2 «Трехмерное моделирование» – 2 час

Возможности компьютера для трехмерного моделирования. Виды 3D-программ Понятие трехмерной модели. Особенности, параметры и форматы. 3D графика.

1,5 часа – теоретического занятия

0,5 часа – практического занятия

Модуль 3 «Основы работы в программе Blender» - 6 часа

Назначение и состав программы BLENDER.  Настройки интерфейса программы. Понятие рабочего пространства и его персонализация. Создание простейшего примитива (куб, цилиндр, сфера, плоскость) трехмерной графики. Изменение основных характеристик простейших примитивов.

Практическая работа №1 «Создание простейшего примитива»

3 часа – теоретического занятия

3 часа – практического занятия

Модуль 4 «Простое моделирование» – 13 часов

Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования. Клонирование объектов. Экструдирование (выдавливание) в BLENDER. Назначение и настройки модификаторов. Добавление материала. Свойства материала. Текстуры в BLENDER.

Практическая работа №2 «Добавление объектов»

Практическая работа №3 «Клонирование объектов»

Практическая работа №4 «Добавление материала»

3 часа – теоретического занятия

10 часов – практического занятия

Модуль 5 «Техники создание сложной трехмерной модели» – 12 часов

Обзор основных техник создания сложной модели. Создание и настройка геометрических конструкций (линия, сплайн, звезда, круг, полукруг, эллипс). Создание модели с помощью сплайнового моделирования. Настройка сплайновой модели, конвертирование её в полигональную модель для дальнейшего моделирования. Создание модели с помощью полигонального моделирования. Работа с полигонами, применение основных модификаторов.

Практическая работа №6 «Создание и настройка геометрических конструкций»

Практическая работа №7 «Создание модели с помощью сплайнового моделирования»

Практическая работа №8 «Настройка модели с помощью сплайнового моделирования»

Практическая работа №9 «Создание модели с помощью полигонального моделирования»

Практическая работа №10 «Работа с полигонами»

7 часов – теоретического занятия

7 часов – практического занятия

Модуль 6 «Моделирование с помощью сплайнов» - 5 часов

Основы создания сплайнов. Создание трехмерных объектов на основе сплайнов. Модификатор Lathe. Пример использования «Шахматы». Модификатор Bevel. Пример использования «Шахматный поле». Материал «Шахматное поле». Самостоятельная работа «Шахматы». Универсальные встроенные механизмы рендрединга. Система частиц и их взаимодействие. Физика объектов.

1,5 часа – теоретического занятия

3,5 часа – практического занятия

Модуль 7 «Настройка и доработка трёхмерной модели» - 10 часов

Доработка модели, используя базовые инструменты (вершины, рёбра, полигоны). Применение инструментов и модификаторов для увеличения качества модели (Smooth,Optimize, Weld, Extrude,Chamfer,Bridge). Обработка модели, поиск дефектов соединения полигонов. Приведение сетки полигонов к стандарту (квадрат).

Практическая работа №11 «Работаем с моделями»

5 часов – теоретического занятия

5 часов – практического занятия

Модуль 8 «Наложение текстур на готовую модель» - 8 часов

Создание и настройка будущей текстуры в редакторе текстур. Присвоение отдельных частей модели под определённые текстуры. Корректировка и подгонка текстуры на готовой модели. Сохранение развертки текстуры для дальнейшего редактирования в графических редакторах.

Практическая работа №12 «Работа с текстурами. Сохранение развертки текстуры»

3 часа – теоретического занятия

5 часов – практического занятия

Модуль 9 «Анимация» - 12 часов

Знакомство с модулем анимирования. Создания анимации. Кадры анимации. Операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Создание проекта. Защита проекта.

Практическая работа №13 «Мяч»

 Практическая работа №14 «Галактика».

5 часов – теоретического занятия

7 часов – практического занятия

Итого: 72 часа
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цели программы

Целью программы является развитие практических умений использования графических программ для работы с 3D моделированием в учебной деятельности, в том числе для подготовки проектных работ.

Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:

·                   формирование навыков обработки объектов в графическом редакторе;

·                   формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений;

·                   формирование умений пользования программой Blender;

При работе на занятиях развиваются следующие умения:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (далее ИКТ- компетенции).

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы формулируются через знания, умения, компетенции, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей программы.

Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) программы.

Результаты обучения в предметной области.

К концу 1-го года, обучающиеся будут знать и уметь:

знать:

·        как изменять формы объектов,

·        как правильно обращаться с расходными материалами;

·        знать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами

уметь:

·                   выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений в соответствии с поставленной целью;

·                   создавать модели разных направлений;

·                   различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

·                   умение использовать терминологию моделирования;

·                   умение работать в среде редактора 3-х мерной графики;

·                   умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок, путем группировки-разгруппировки частей моделей и их модификации;

·                   изучение возможностей среды Blender.

Результаты воспитания:

Учащиеся будут знать и понимать:

- как работать в команде, разрабатывая идеи воплощения замысла;

- будут иметь представление о возможном сотрудничестве в планировании совместной работы по своим творческим замыслам.

- будут уметь работать коллективно, оказывая помощь в работе, путём исправления ошибок товарища, в случае необходимости.

- смогут реализовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни, делая таким образом сувенирные изделия, которые можно использовать в качестве подарка родным или в благотворительных целях.

Результаты развития

Учащиеся будут знать и понимать:

·                   как выполнять работу в зависимости от техники, степени сложности, тем самым развивая внимание;

·                   как участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

·                   как использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

·                   как вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

·                   как осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

·                   как соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Метапредметные результаты:

·                   Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·                   Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·                   Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Особые условия проведения

Материально-техническое обеспечение

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и       нормативами СанПиН для организации учебного процесса. Занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания.

Требования к мебели: мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе.

Требования к оборудованию учебного процесса: все необходимые материалы, используемые для детского творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, Интернет-ресурсы: ttps://www.youtube.com/