ТИКО-моделирование (3-4 года)

Дополнительная программа "ТИКО - моделирование" является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

  • познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис);
  • художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
  • социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.

Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально - активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Технология работы с конструктором "ТИКО" предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

преподаватели

Татьяна Владимировна Савенкова

Содержание программы

Паспорт программы

  • Актуальность и новизна программы
  • Цель и задачи реализации программы
  • Уровень сложности и направленность
  • Категория обучающихся
  • Объем и срок освоения программы
  • Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности
  • Условия реализации программы
  • Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы

  • Учебный план
  • Календарный учебный график
  • Рабочая программа по ДОП
  • Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

  • Материально-техническое обеспечение программы
  • Учебно-методическое обеспечение
  • Оценка качества освоения программы
  • Формы контроля, оценочные материалы
  • Список литературы
  • Приложения

Цели программы

Формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников, развитие конструктивного
мышления у детей дошкольного возраста

Результат программы

Ожидаемые результаты (возраст 3-4 года)

По окончании года воспитанники должны знать:

  • основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник прямоугольник, ромб, трапеция);
  • понятия «один» – «много»; 
  • числа от 1 до 5;
  • различные виды многоугольников.

По окончании года воспитанники должны:

  • сравнивать и классифицировать фигуры;
  • ориентироваться в свойствах: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий – желтый – зеленый;
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, –под, –в, –на, –за, –перед;

По окончании года воспитанники должны уметь:

  • конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме;
  • сравнивать и классифицировать многоугольники по 1–2 свойствам;
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 5);
  • конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.

Особые условия проведения

Условия реализации программы:

  • наличие конструктора;
  • занятия лучше проводить в помещении, где можно быстро организовать учебное пространство;
  • переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей;
  • наличие демонстрационного материал (схем, карт).

Материально-техническая база

Программа реализуется в специально оборудованном помещении, расположенном на первом этаже МБДОУ «Детский сад № 16 п. Бакшеево». Помещение оснащено ноутбуком, мультимедийным оборудованием, доской для размещения наглядностей, мольбертом, отдельными столами для работы детей, наборами ТИКО-конструкторов.

  • Столы - 5 штук.
  • Стулья - 10 штук.
  • Стеллаж для хранения наглядного материала - 1 штука.
  • Конструктор ТИКО - 13 наборов.
  • Цветные карандаши - 15 коробок