Архитектор

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа д «Архитектор» предназначена для обучающихся 2-7 классов. Существует устойчивая система, связывающая макетирование, черчение   и строительство. Основываясь на этой традиции, можно построить работу кружка макетирования.

Для таких занятий не требуется специально оборудованное помещение, какие-то сложные приспособления, дефицитные инструменты и материалы.

На этих занятиях в игровой, увлекательной форме дети овладеют многими знаниями и навыками нового для них предмета, поймут его практическую значимость и пригодность.

Система занятий по макетированию рассчитана на два года. Постепенно работа усложняется и от ознакомительно-игровой переходит к практической форме. За два года занятий дети знакомятся со многими приемами работы чертежным инструментом. Изучают историю страны и родного края. Узнают и научатся применять на практике секреты плотницкого и столярного мастерства. Первый год занятий ознакомительно - подготовительный. Вначале ребята знакомятся с новым для них материалом, учатся рисовать и готовятся к практической работе. В конце первого года они уже могут выполнять первые пробные макеты.

Работа в творческих мастерских представит детям широкую картину мира архитектурного творчества, поможет узнать и освоить основные принципы макетирования, глубже узнать свои корни и заняться в свободное время   творческой деятельностью.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение технологических приёмов при работе с деревом помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

преподаватели

Жданкова Лидия Николаевна

Содержание программы

Содержание обучения курса «Архитектор»

Первый год обучения.

1. Знакомство с искусством макетирования. История развития макета и его современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы кружка. Правила  техники безопасности   труда. Организационные вопросы.

2. Изображение и описание рубленых построек. Сказки, рассказы, былины, репродукции картин (изучение, сравнение, анализ). Описания и упоминания в литературных произведениях рубленых построек (например, «Сказка о царе Салтане»; П. Ершов, «Конек-Горбунок» и др.). Знакомство с репродукциями картин русских художников, изображавших деревянную архитектуру (К. Коровин, «Зимой», «Сарай», «Ранняя весна», А. Васнецов, «Улица в Китай-городе», «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля»,.). Сравнение увиденного и услышанного материала. Анализ.

Практическая работа. Создание творческих композиций (графических или в цвете) с изображением рубленых деревянных

3. Знакомство с планом, чертежом. Чертежные инструменты. Приемы работы по образцам.

История плана, чертежа, этапы развития. Демонстрация старинных планов, чертежей крепостей, соборов, усадеб. Чертежные инструменты: циркуль, линейка, рейсшина, карандаши различной твердости.

Практическая работа. Приемы работы чертежным инструментом. Выполнение по образцам простейших построений (окружность, квадрат, восьмигранник и т. д.).

4. Рисование сказочного терема, былинной крепости, «избушки на курьих ножках», колодца-журавля (творческая работа).

Просмотры компьютерных мультимедийных репродукций, изображающих русские сказочные терема и крепости, иллюстра­ций к русским народным сказкам.

Практическая работа. Рисование по памяти и представлению сказочных деревянных сооружений. Работа цветными карандаша­ми,  акварельными   и гуашевыми красками.

5. Знакомство с основами деревянной архитектуры. Макет колодца.

Основы деревянной архитектуры. Бревно-брус. Способы вязки бревен в венец: «в обло с остатком», «в лапу», «в реж». Способы украшения и защиты терема — причелины, конек, наличники и т. д.

Практическая работа. Изготовление макета колодца. Материалы и инструменты. Пробная вязка венцов «в обло с остатком». Сборка на клею небольшого срубика. Монтаж на маленьком планшете сруба и противовеса — «журавля». Отделка макета колодца.

6. Рубленый мост «на ряжах». Сторожевые башни - чежи. Часовни. Ветряные мельницы. Графические изображения, описания. Особенности устройства.

Бревенчатые мосты на рубленых ряжах, заполненных камнями. Мостовой ряж — пятигранный или шестигранный сруб (продольными и поперечными стенами-перерубами. Они образуют трехгранные карманы, в которые уложены камни.

Сторожевые башни-вежи: назначение, устройство.

Часовни.

7. Выбор объекта для изготовления. Изготовление макета в материале.

Древесина. Плотность. Влажность. Доступность. Инструменты и оборудование. Столярный верстак, тиски, стамески, рубанки, косой нож, напильники. Практическое освоение способов вязки венцов «в лапу», «в обло с остатком». Сборка макета по плану и рисункам. Монтаж частей макета. Декорирование, окончательная отделка макета.

Тема 8. Заключительное занятие.

Итоги деятельности за первый год занятий. Организация вы­ставки изделий.

Второй год обучения.

Ознакомление с программой и режимом работы на втором году занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности труда.

Церковный деревянный ансамбль. Типы деревянных церквей. Особенности архитектуры.

Ансамбль Кижского погоста. История создания соборов, история реставрации. Преображенская церковь. Покровская церковь (Кижи). Успенская церковь (Кондопога). Просмотр репродукций. Типы деревянных церквей: клетьевые, шатровые, ярусные, многоглавые. Их отличия. Особенности архитектуры: бочка, алтарный прируб, восьмерик на четверике, иконостас, кокошник, фронтонный пояс, ярус.

Практическая работа. Рисование по образцам элементов деревянной архитектуры.

Природный ландшафт. Воссоздание рельефа местности. Воссоздание на планшете рельефа конкретной местности. Работа с пластилином, глиной, гипсом. Подготовка мест на планшете для крепления макета. Тонирование ландшафта. Работа с гуашевыми красками.

Коллективный выбор объекта для макетирования. Обсуждение плана работы с учетом особенностей архитектуры.

Практическая работа. Выполнение плана макета в натуральную величину (с учетом масштаба). Выполнение чертежей главного и боковых фасадов. Элементы строительного черчения. Обозначение размеров для выполнения макета. Заготовка необходимого материала. Разметка. Вязка отдельных элементов собора. Подгонка. Сборка рубленых частей макета. Изготовление деревянных маковок для церквей. Монтаж рубленой части,  кровли , маковок. Изготовление декора (кресты, фронтонный пояс, кокошники и т. д.). Оснащение макета декором. Окончательная отделка.

Выполнение макета. Ра­бота всего кружка.

Цели программы

Цель программы:  

Создание условий для развития творческого потенциала учащихся начальной школы, через изучение основ архитектуры и художественного творчества.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:

Личностные результаты:

 – формирование устойчивого интереса, мотивации к творческим видам деятельности,  к здоровому образу жизни;

 – воспитание морально-этических качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

 – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

 – умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия по макетированию, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить выставки макетов в классе, в школе

 – умение рационально распределять своё время во время занятия

Предметные результаты:

 – знать историю развития макета и его современное состояние

– знать принципы работы с макетом и макетными инструментами.

– выполнять эскизы в масштабе

– владеть художественными навыками по колористике и основам композиции.

Особые условия проведения

Особых условий не требует

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Ресурсное обеспечение  образовательной программы :

Помещение для индивидуальных и групповых занятий на 10 -15 человек.

Помещение для организации тематических экспозиций по профилю, столы, стулья по количеству человек, техническое и дидактическое обеспечение по темам.

Техническое оснащение:

ПК, мультимедиапроектор.

Столярный верстак, напильники, столярные ножи, пилки, наждачная бумага, клей ПВА, бумага, картон, чертежные инструменты, глина, пластилин, краски (акварельные , гуашь, акрил).