КУКОЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

 В последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы. Написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. И эта тема далеко не исчерпана. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Самые вдохновленные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.

Представленные в программе куклы, костюмы, кукольные предметы несут в себе черты народности. Они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению.

Кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Работа педагога по данной программе направлена на приобщение ребенка к чарующему миру куклы, даёт ему возможность изготовить ее своими руками под руководством педагога, создать атмосферу игры. В игре дети воспроизводят наиболее значимые события жизни: рождение, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Характерная черта современного образования –  это внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, обучает ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни.

Благодаря работе с куклой, вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию, формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

При разработке данной программы учитывались особенности детской и подростковой психологии, а также запросы обучающихся. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии и облегчённые варианты создания образа.

интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база