КУКОЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

 В последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы. Написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. И эта тема далеко не исчерпана. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Самые вдохновленные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.

Представленные в программе куклы, костюмы, кукольные предметы несут в себе черты народности. Они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению.

Кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Работа педагога по данной программе направлена на приобщение ребенка к чарующему миру куклы, даёт ему возможность изготовить ее своими руками под руководством педагога, создать атмосферу игры. В игре дети воспроизводят наиболее значимые события жизни: рождение, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Характерная черта современного образования –  это внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, обучает ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни.

Благодаря работе с куклой, вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию, формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

При разработке данной программы учитывались особенности детской и подростковой психологии, а также запросы обучающихся. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии и облегчённые варианты создания образа.

интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

преподаватели

В реализации данной дополнительной общеразвивающей программы занят педагог дополнительного образования первой квалификационной категории - Яковенко Светлана Владимировна, образование высшее педагогическое, стаж работы педагогом дополнительного образования 5 лет.

Содержание программы

Тема1. Вводное занятие

Правила поведения в учреждении. Техника безопасности, ПДД. Цель и задачи курса. История куклы
Тема 2. Бисерные куклы

«Бусинка» (брелок)
Тема 3. Народные куклы

«Столбушка»

«Ангел»

«Бычок»
Тема 4. Ватная игрушка

«Снегурочка»
Тема 5. Текстильная кукла

«Чулочная фея»

«Полукуколка-игольница»

«Подружка»(с термоаппликацией)

«Африканка» (с окрашиванием ткани)

«Гном» (грунтованный текстиль)

«Тыквоголовка»
Пластилиновая скульптура

«Лягушка»

«Барыня»
Тема 7. Фарфоровая кукла

Работа над эскизом куклы викторианской эпохи

Работа с самозатвердевающим пластиком (лепка рук и ног)

Работа с запекаемым пластиком (лепка головы)

Шлифовка, грунтовка, роспись лица

Изготовление парика

Изготовление туловища

Сборка куклы

Пошив платья
Тема 8. Театральная кукла

 

 
Тема 9. Сувенирные куклы

Объемные сувениры

Открытка-сувенир
Тема 10.

Подведение итогов

Цели программы

Развитие фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей через знакомство с кукольным ремеслом.

Результат программы

К концу обучения дети должны знать:

·        названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;

·        названия материалов, из которых делают кукол;

·        названия кукол, выполненных в течение учебного года.

уметь:

·        выполнять поручение педагога, данное в устной форме;

·        выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;

·        изготавливать самостоятельно куклу;

·        правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;

·        правильно использовать инструменты.

иметь представление:

·        о видах декоративно-прикладного искусства;

·        о традициях, связанных с определённой куклой

 

Пройдя полный курс обучения, дети:

- будут знать основные виды русских народных кукол;

- познакомятся с историей потешного промысла и кукольной мануфактуры;

- освоят основные техники выполнения современной куклы и её костюма;

- будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол;

- научатся лепить из пластилина детали кукол (голову, кисти рук, ступни);

- изготавливать кукольную миниатюру;

- приобретут навыки создания бумажного и ватного папье-маше;

Особые условия проведения

Занятия проводятся в групповой форме обучения с индивидуальным подходом для наиболее полного раскрытия творческих способностей каждого ребёнка. Состав групп формируется без предварительного отбора, из детей разного возраста (от 6,5 до 15 лет). Состав групп – постоянный. Допускается смена состава группы на первом году обучения не более 50%

Материально-техническая база

- площадь помещения для занятий, системы водоснабжения и отопления, воздухообмен, качество питьевой воды, уровень естественного и светового потока, состояние источников искусственного освещения, температура воздуха в помещении соответствуют нормативам (СанПиН 2.4.4.3172-14);

- мебель (столы, стулья,) стандартные, комплектованные, имеют маркировку и соответствуют росто-возрастным особенностям детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), стеллажи, выставочный шкаф;

- перечень оборудования:

• иглы бисерные и для ручного шитья

• булавки портновские

• нитки катушечные № 40, №10

• нитки «Мулине», «Ирис»

•  пряжа для вязания

• картон белый и цветной

• цветная бумага

• бумага для скрапбукинга

• дырокол

• клей для бумаги

• клей «Момент-кристалл»

• бисер и бусины

• ленты и кружево

• глазки для игрушек

• толстая игла или шило

• ножницы

• канцелярские ножи

• скотч

• фурнитура для отделки: ракушки, пуговицы, брадсы и т.п.

• рамки для панно

•  демонстрационные стенды

•  проволока для бисероплетения и каркасов

•  пяльцы

•  фольга

•  поролон

•  лоскуты ткани

•  канва для вышивания

•  пластиковые контейнеры (коробки)