Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование из ткани» реализуется в соответствии с технической направленностью, т.к. она ориентирована на изучение конструирования и моделирования изделий из ткани и знакомит детей с удивительным миром текстиля, который является неотъемлемой частью нашей жизни. Конструирование и моделирование – это сложный технический процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура будущего изделия.
Программа «Начальное моделирование из ткани» также решает ряд задач художественной направленности и познакомит детей с народной традиционной куклой и созданием современных кукол, научит отражать всю красоту окружающего мира в картинах из лоскутов. Дети освоят традиционные и свободные техники лоскутного шитья. Работая с небольшими кусочками ткани, дети учатся использовать материал наиболее рационально и художественно-эстетически. Создание картин и панно из лоскутов, способствует развитию изобретательности, творчества, мышления и воображения. Дети учатся читать и составлять схемы орнаментов, а потом из лоскутиков, как элементов мозаики, дети складывают различные цветные узоры, приобщаются к гармонии цвета, рисунка, формы.
Актуальность программы обусловлена потребностями нашего общества в развитии творческой личности, без которой невозможен прогресс человеческого общества. Созданию условий, обеспечивающих самореализацию, самоутверждение, самоопределение ребенка, что требует поиска принципиально новых форм взаимодействия с детьми, где в центре внимания были бы жизненные личные проблемы, интересы, потребности и возможности ребенка. Изучение культуры своего народа воспитывает патриотизм к Родине, любовь к семье, что важно для современного мира воин и раздоров. Организация свободного времени играет немаловажную роль в воспитании и профилактике асоциального поведения подростков.
Новизна и отличительные особенности программы: Обобщая опыт работы в сфере дополнительного образования по лоскутному шитью, прослеживая интересы детей к определенным видам деятельности в этом направлении, возникла необходимость создания новой программы, которая включает в себя три направления: традиционная кукла из лоскутов и современная кукла; создание картин из лоскутов и изучение простых техник лоскутного шитья. Все темы взаимосвязаны, т.к. показывают максимальное использование ткани в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется работе с выкройками и схемами, где дети используют не только готовые выкройки, но и учатся сами их строить по задуманному эскизу. Все это дает комплексное понимание швейного дела. Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные направления лоскутного шитья, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности ребенка в процессе обучения лоскутному шитью. Применение современных педагогических технологий развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, коллективно - творческой деятельности и игровых педагогических технологий помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка и отражается в следующих принципах обучения:
- доступность преподаваемого учебного материала;
- сознательное усвоение учебного материала;
- принцип «от простого к сложному»;
- систематичность и наглядность обучения;
- личностно-ориентированный подход к детям;
- свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничество и ответственность.