Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, сукна. Они теплые, пушистые. Но не с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в неё вложена частица души ребенка. Не много неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование мягкой игрушки» имеет техническую направленность и предназначена для получения детьми младшего и среднего школьного возраста дополнительного образования в области конструирования и моделирования мягких игрушек, средствами построения выкроек по задуманному эскизу. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование мягкой игрушки» состоит из модулей:
1год обучения: модуль «Игрушки для себя и в подарок», модуль «Игрушки-зверушки».
2год обучения: модуль «Игрушки из меха», модуль «Каркасные игрушки».
Актуальность программы. В то время, когда стремительно развивается технический прогресс, когда существенно обострились проблемы эмоционального общения людей, когда существует нравственная «заброшенность» детей, нехватка времени у родителей для общения с ними, когда преобладает иностранная теле- и видеопродукция, практически отсутствуют традиционные игры в «дочки-матери», в «дом», малодетность современной семьи – все это не способствует нравственному и духовному развитию ребенка. И именно в этот момент может появиться новый друг, сделанный своими руками и оттого еще более близкий и родной.
В процессе изготовления игрушки ребенок учится конструировать выкройки, приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с различными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани. Учится развивать творческое техническое мышление, не стандартный взгляд на вещи.
Новизна в том, что большое внимание уделяется технической стороне создания игрушки: построение выкроек, понимание правильности пропорций и соотношения деталей, умение читать схемы. На основе этих знаний дети, по своим рисункам, учатся сами делать выкройки.
Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности ребенка в процессе обучения.
Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми. Богатая детская фантазия и не стандартность мышления обучающихся дают возможность создавать замечательные образы игрушек.
Применение современных педагогических технологий развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, коллективно - творческой деятельности и игровых педагогических технологий (Приложение 3) раскрывают творческий потенциал каждого ребенка и отражаются в следующих принципах обучения:
- доступность преподаваемого учебного материала;
- сознательное усвоение учебного материала;
- принцип «от простого к сложному»;
- систематичность и наглядность обучения;
- личностно-ориентированный подход к детям;
- свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничество и ответственность.