ГРАФИКА И КАЛЛИГРАФИЯ

Занятия графикой и каллиграфией могут положительно влиять на эмоциональную сферу младших школьников. Занятия каллиграфией, это нечто новое, безусловно, красивое, развивающее эстетический вкус детей. Дети, привыкшие к шариковым ручкам, будет в новинку работа с пером и разнообразием и красотой шрифтов, которые можно создавать с помощью пера. Работа с пером улучшает мелкую моторику. При каллиграфическом письме работает вся рука: пальцы, кисть, предплечье. При письме же, обычной шариковой ручкой задействуются только три пальца. Каллиграфическое письмо развивает усидчивость и внимание ребёнка. При письме шариковой ручкой ребёнок, может одной рукой писать, другой жевать бутерброд, письмо же пером требует полной концентрации на данном процессе. Каллиграфическая линия в графическом исполнении это осмысленный и осознанный след на бумаге, а не линия, проведённая посредством автоматических действий, шариковой ручкой.

Научившись выводить красивые буквы и орнаменты, человек получает эстетическое удовольствие, а дети перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние графической  каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Через проекты, реализуемые в процессе учебы, ребёнок обретает новую среду для общения, особый интерес в жизни и точку приложения своей энергии. Графика и каллиграфия незаметно помогает научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей. В процессе письма активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм причинно-следственных связей, трехмерное видение.

преподаватели

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории  Макарова Алла Владимировна,  Мастер художественной вышивки и золотного шитья высшего разряда, Член Международного Союза педагогов-художников. Лауреат всероссийских и международных конкурсов.

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Основы безопасности дорожного движения, правила противопожарной безопасности.
Технические упражнения карандашом
Технические упражнения капиллярной ручкой
Линии. Элементы букв (капиллярная ручка)
Технические упражнения карандашом
Буквы  (карандаш, фломастер)
Объемная буква. Работа в материале (пластилин)
Орнаментальная композиция (карандаш, капиллярная ручка)
Аппликация. Орнаментальная графика (карандаш, фломастер)
Технические упражнения капиллярной ручкой
Закладка. Творческая работа
Графика в букве (перо, тушь)
Каллиграфическое рисование. Штриховка.
Технические упражнения карандашом. Круги
Объемная буква. Работа в материале (пластилин)
Буквы (карандаш, капиллярная ручка)
Буква (гуашь)
Аппликация. Орнаментальная графика (карандаш)
Штриховка. Буквы.
Цифры (карандаш, фломастер)
Технические упражнения капиллярной ручкой
Аппликация. Цифры (перо, тушь)
Графика (карандаш, фломастер). Каплеобразные листья
Орнаментальная графика в аппликации (карандаш, капиллярная ручка)
Технические упражнения капиллярной ручкой «Варежки»
Буква (гуашь)
Графика в букве (белая гелевая ручка)
Технические упражнения капиллярной ручкой «Сердечки»
Аппликация. Графика (белая гелевая ручка)
Технические упражнения капиллярной ручкой
Графика (фломастеры)
Аппликация. Буквы и цифры (перо, тушь)
Технические упражнения капиллярной ручкой
Открытка. Аппликация
Орнаментальная композиция. Работа в материале (пластилин)

Цели программы

Развитие познавательной и творческой деятельности обучающихся, посредством изучения художественного и декоративно-прикладного искусства графики и каллиграфии.

Результат программы

В ходе реализации программы обучающиеся к концу 1 года обучения будут:

-      иметь представление об истории возникновения графического и каллиграфического, художественного и декоративно – прикладного искусства;

-      уметь различать, чем отличается графическая каллиграфия от орнаментальной композиции;

-      получат навык работы с различными инструментами и приспособлениями;

-      разовьют художественный вкус, чувство гармонии, эстетического восприятия;

-      уметь и знать различные приемы творческой работы в материале.

 

Личностные результаты:

-                сформированность личностных качеств обучающихся (ответственности, исполнительности, трудолюбия, аккуратности и др.);

-                сформированность потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело;

-                сформированность чувство патриотизма и гордости, любви и уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

-                сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его работе;

-                сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:

-                сформированность готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-                развитость фантазии, образного мышления, воображения;

-                выработку и устойчивую заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

-                владение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

-                сформированность умений разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формировать и отстаивать свое мнение.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

-                Социальная компетентность - формирование и индивидуальный прогресс в развитии ряда коммуникативных навыков (ответственность, уважение других, сотрудничество, умение вести себя в группе).

-                Коммуникативная компетентность - формирование и индивидуальный прогресс в развитии ряда коммуникативных навыков (слышать и выполнять инструкции, воспринимать информацию, ясно выражаться).

-                Познавательная компетентность - появление интереса к изучению различных областей художественных и декоративно-прикладных направлений;

-                Общекультурная компетентность - развитие эстетических чувств, развитие эстетических потребностей; потребностей в выразительности, потребностей в выражении «себя» через творческие работы и отношение к окружающему миру.

Особые условия проведения

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного занятия 45 минут.  Всего 72 часа в год. Наполняемость учебной группы – 10-15 человек.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.  Кабинет подготовлен к занятиям и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения. Кабинет оформлен эстетически в соответствии со спецификой данного вида деятельности, что способствует формированию хорошего вкуса обучающихся. Количество оборудованных мест для работы соответствует количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике безопасности и охране труда.        

        Кабинет оборудован необходимыми инструментами и материалами (столы с горизонтальной столешницей, шкаф для хранения раздаточного материала, наглядных пособий, планшеты для экспозиций детских работ): 

-      площадь помещения для занятий, системы водоснабжения и отопления, воздухообмен, качество питьевой воды, уровень естественного и светового потока, состояние источников искусственного освещения, температура воздуха в помещении соответствует нормам СанПиН (постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».);

-      мебель (стулья, столы) стандартные, комплектованные, имеют маркировку и соответствуют росто-возрастным особенностям детей (СанПиН 2.4.3648-20);

-      учебные пособия и таблицы;

-      объяснительно-иллюстративный материал.

Материалы и инструменты:

-      альбом для рисования тонкий;

-      папка бумаги для художественной живописи А4;

-      по 2 листа черной и синей бумаги для художественной пастели А4 (бумагу сложить в пластиковую папку на кнопке);

-      тонкая тетрадь для первоклашек в косую линейку;

-      жесткая пластиковая папка на резинках для бумаги А4;

-      пластиковая папка с кольцами и файлами для готовых работ (25 шт. файлов)

-      размером А5 (половина альбомного листа);

-      скетчбук для домашней практики;

-      сумка-папка на молнии с ручками (для хранения и транспортировки папок с бумагой А4 и инструментов);

-      пенал для пишущих инструментов карандашей, кистей, перьев (желательно деревянный);

-      мягкие карандаши B, ВВ фирмы KOH-I-NOOR, маленькая белая стирательная резинка KOH-I-NOOR (со слоном), точилка;

-      капиллярная синяя ручка;

-      гелевая белая ручка;

-      ручка для пера, набор перьев для каллиграфии (5 шт);

-      кисть колонок (круглая) №2;

-      ветошь для промокания кисти;

-      баночка для воды (непроливайка);

-      черная тушь (Гамма);

-      стаканчик для жидкости (туши) стеклянный, например ruNail (6 мл);

-      рулон бумажных салфеток;

-      черный тонкий фломастер, малый набор цветных фломастеров;

-      маленький набор цветного пластилина (без стеков);

-      маленький набор гуаши художественной;

-      пластмассовая палитра;

-      клей-карандаш;

-      набор однотонного картона А4;

-      фартук, нарукавники (либо старая папина рубашка);

-      бейдж либо значок Ф.И. (можно фломастером подписать);

-      сменка;

-      бутылка воды для питья.

Важно! Все альбомы, папки, пластилин, краски, пенал (подписать на бумаге (Ф.И. группа) и приклеить на скотч)!

Стоимость

Бюджет.

Видео