"Экология родного края" 2 год обучения

В настоящее время темпы роста городов и численности городского населения очень высоки. Московская область входит в состав высокоурбанизированных регионов страны, на её территории расположена часть одной из крупнейших агломераций мира. Проблема городского населения; в том, что урбанизированные системы воспринимаются естественно, в то время как природная среда воспринимается чуждой. Таким образом, крайне актуальной является работа по гармонизации отношений человека и природы и обеспечению рационального природопользования. Разумеется, достичь этой цели силами лишь специалистов-экологов и чиновников без активного участия населения невозможно. Поэтому экологическое образование становится неотъемлемой частью гражданского роста и воспитания населения.

Об экологическом кризисе говорят повсеместно, это становится обыденным, однако его конкретные проявления, такие как дефицит воды, продуктов питания, уменьшение продуктивности экосистем и пр. не понятны для типичного городского жителя, потому что они не наглядны. Сложность состоит и в том, что негативные изменения в окружающей среде происходят медленно и долгосрочные (отложенные) последствия не связываются с конкретными действиями человека.

В содержании программы курса рассматриваются вопросы, связанные с устойчивым развитием человечества, рациональным природопользованием и экологической безопасностью, что не должно восприниматься как попытка сформировать у обучающихся антропоцентрическое сознание и представление об окружающей среде исключительно как источнике ресурсов. Такой подход позволяет сделать курс практико-ориентированным и личностно-значимым, что повышает интерес к его изучению и может способствовать профессиональной ориентации учеников 9 - 11 класса. Даже в том случае, если ученик не выберет профессию, непосредственно связанную с экологией, изучение предмета поможет увидеть экологическую составляющую его будущей специальности, принять экологосообразные бытовые и профессиональные решения, нести ответственность за их последствия для окружающей среды.

Программа «Экология родного края» является дополнительной общеразвивающей программой – дополнительной общеобразовательной естественнонаучной направленности.

 

 

преподаватели

Баева Елена Гавриловна;

Баев Евгений Викторович.

Расписание

 Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

Содержание программы

1. Введение

Теория

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в природе. Вводный мониторинг, вводная диагностика. Разделы и направления прикладной экологии. Экологический мониторинг и контроль в Подольске.

Практикум

Определение возможного личного вклада в решение экологических проблем Московской области.

2. Экология почвы

Теория

Состояние компонентов окружающей среды Подольска (почва). Особенности почв в районе исследования. Биологическая активность почвы. Правила отбора проб почвы для исследования. Оформление отчета об исследовании почвы.

Практикум

Закладка опытов для определения биологической активности почвы.

Отбор проб для биохимического исследования на местности.

Проведение исследования образцов почвы. Определение степени кислотности почв. Изучение содержания хлоридов, тяжелых металлов, гуминовых кислот и т.д. в почве.

Анализ результатов исследования почвы.

3. Водохозяйственная экология. Открытые водоемы

Теория

Состояние компонентов окружающей среды Подольска (открытые водоемы). Классификация природных вод. Гидрографическая сеть Подольского округа. Проблемы малых рек Московской области. Санитарно-защитные зоны открытых водоёмов. Открытые водоёмы и подземные водоносные горизонты. Анализ качества воды открытого водоема.

Оценка экологического состояния реки методом биоиндикации. Физико-химические свойства природных вод (температура, соленость, жесткость, pH и пр). Влияние солености воды на ее температуру замерзания.

Анализ результатов исследования воды открытого водоема.

4. Экология воздуха

Теория

Состояние атмосферного воздуха Подольска. Источники загрязнения. ПДК загрязняющих веществ в воздухе. Оценка состояния атмосферного воздуха методом биоиндикации. Изучение запыленности воздуха. Оценка состава снега. Изучение химического состава атмосферных осадков.

Практикум

Стационарные пункты отбора проб. Знакомство с работой передвижной лаборатории. Определение точек и сроков отбора проб снега для исследования. Отбор проб снега для исследования. Проведение исследования образцов снега. Проведение и анализ результатов лихеноиндикации.

Экскурсия

Стационарные пункты отбора проб.

Знакомство с работой передвижной лаборатории.

5. Водохозяйственная экология. Питьевая вода

Теория

Водоносные горизонты Подольского округа. Устройство водозаборной станции и водозаборного узла. Водоподготовка и качество питьевой воды. Анализ качества питьевой воды.

Практикум

Правила и способы отбора проб воды питьевого качества.

Отбор проб питьевой воды из водопровода в районе исследования.

Оценка качества питьевой воды (органолептические показатели, карбонаты и гидрокарбонаты, активный хлор, железо, сульфаты, общая жесткость, растворенный кислород, хлориды, тяжелые металлы и пр.).

Экскурсия

Музей Воды (г. Москва)

6. Лесохозяйственная экология

Лесоустройство

Лесоразведение

Лесовосстановление

Практикум

Агротехнические требования к посадке.

Технология производства работ при посадке лесных культур в различных условиях. Агротехнические требования к уходу за лесными культурами.

Лесопользование

Практикум

Требования к рубкам ухода за лесом.

Технология лесозаготовительных работ. Подготовка лесосек для валки леса.

Лесная типология 

Лесоводство

Лесное почвоведение

Лесная таксация 

Лесопатологический мониторинг

Практикум

Лесная фитопатология. Общие сведения о болезнях леса и их причинах.

Методы, техника и организация лесозащиты. Лесохозяйственные, истребительные, биохимические, биологические и химические методы защиты леса.

Наземные и авиахимические методы борьбы с вредными насекомыми.

Организация охраны леса, лесные пожары и борьба с ними

7. Мониторинг состояния компонентов окружающей среды

Теория

Оформление отчета об исследовании воды открытого водоема и почвы.

Практикум

Оценивание микробиологической активности почвы.

Отбор проб на створах открытых водоемов.

Анализ и оценка качества воды открытых водоемов.

8. Проектная деятельность. Составление и защита проекта.

Теория

Этапы работы над проектом. Методы исследования и технологии экспериментальных работ

Практикум

Обзор литературы. Научное исследование, научный эксперимент. Результаты и их анализ. Разработка рекомендаций и внедрение результатов. Защита проекта.

Цели программы

Цель программы: сформировать у обучающихся представления об особенностях экологического состояния Московской области, Подольска и стратегии устойчивого развития.

Результат программы

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Личностные.

воспитано положительное отношение к самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

привита любовь к родному краю, сформировано бережное отношение к природе;

воспитано чувство прекрасного, любви ко всему живому на примерах объектов природы;

сформирована активная жизненная позиция;

развито экологическое сознание, научное мировоззрение, природоохранные умения;

сформированы привычки, направленные на сбережение ресурсовМетапредметные:

сформирована устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

развиты познавательные способности: образное и логическое мышление, речь, память;

развито эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм;

развита потребность общения с природой;

обобщены межпредметные знания и умения в области экологии;

развиты универсальные учебные действия (регулятивные; коммуникативные и познавательные), включая получение положительного опыта проведения экологической исследовательской и практической проектной деятельности, а также общественной презентации ее результатов.

Предметные:

мотивированы к познанию природы родного края;

получены знания о правилах поведения в природе; о текущей; экологической обстановке в Московской области, Подольске и возможных экологических рисках, включая основные загрязнители атмосферного воздуха, воды, почвы;

приобретено знание основных положений концепции устойчивого развития;

приобретено знание основных современных международных документов в области экологии;

сформированы умения оценивать экологические последствия деятельности человека; осуществлять оценку природно-ресурсного потенциала Московской области и Подольска на основе знаний о геолого-географических, климатических и гидрологических характеристиках Московской области; умений перечислить и показать на карте основные ООПТ, расположенные на территории региона; сравнивать показатели содержания тех или иных поллютантов с ПДК; делать выводы о возможных последствиях загрязнения окружающей среды для экосистем и человека.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На занятиях используется следующие материалы:

·     экологические видеоролики, видеофрагменты, презентации, познавательные фильмы;

·     дидактический материал.

 Оборудование:

·     фотоаппарат и фотокамера;

Учебно-практическое оборудование: компьютер ноутбук, проектор, экран.

Интерактивная панель-1
Микроскоп лабораторный (среднего уровня)-1
Микроскоп биологический (высокого класса)-1
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)-1
Цифровой USB-микроскоп-1
Планшетный компьютер, имеющий приемник сигналов спутниковой навигации-1
Гербарная папка-2
Предметные стекла-5
Покровные стекла-15
Цифровая лаборатория по экологии-1
Окуляр цифровой для передачи видеоизображения с микроскопа на компьютер-2

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДОД