«Адаптивное плавание для детей с инвалидностью»

Цель: оказание комплексной физкультурно-спортивной, психолого-педагогической и социальной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграции в общество, раскрытие и реализация личного потенциала ребенка;

Задачи:

-  привлечение максимально возможного числа детей с ограниченными возможностями к спортивно-оздоровительным занятиям, занятиям оздоровительным плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями и к здоровому образу жизни;

- обучение основам техники плавания и широкому кругу двигательных навыков;

- развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

- улучшение состояния здоровья и закаливание;

преподаватели

Инструктор по физической культуре высшей категории Фролова Алла Николаевна

Содержание программы

II . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Теоретическая подготовка:

1.1.               Техника безопасности на учебно-тренировочном занятии

Минимальные и необходимые знания о технике безопасности на учебно-тренировочном занятии.

Форма контроля: собеседование

1.2.               Правилами поведения в бассейне.

Знакомство с правилами  поведения в бассейне.

Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.

Форма контроля: собеседование

1.3.               Оздоровительное и прикладное  плавание.

Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседу, просмотр и обсуждение, фотографий, \

Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов);  показ упражнений педагогом.

Форма контроля: практическое выполнение элементов

 

РАЗДЕЛ 2.  Практическая подготовка:

  2.1. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше
- маховые движения руками вперед, назад;

- попеременно движения руками вперед, назад;

- наклоны вперед, в сторону;

- движения ногами попеременно сидя на полу с опорой рук сзади;

- упражнение на расслабление;

- упражнение на координацию.

 

2.2 Различные способы передвижения в воде

Теория: Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.

Практика: Передвижения шагом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.

Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.

Форма контроля: практическое выполнение элементов

 

2.3 Упражнения на дыхание и погружение в воду

Теория: Погружение под воду.

Практика: Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние «Тоннель» .

Упражнения на дыхание в воде: «Дровосек», «Трубач» и др.

Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком  в воде.

Форма контроля: практическое выполнение элементов

2.4 Скольжение на груди и спине

Теория: Скольжение на груди, на спине, плавание кролем

Практика: Скольжение на груди:

с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры;

с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног;

с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

Скольжение на спине:

*лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх;

*с опорой на плавательную доску и без;

*с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами;

*скользить, сочетая движения рук и ног.

Плавание кролем на груди и спине:

* при помощи одних ног;

*без выноса рук из воды;

*облегченный кроль на груди с выдохом в воду;

* согласование работы рук и ног у неподвижной опоры,

 *с опорой на плавательную доску, в скольжении.

Форма контроля: практическое выполнение элементов

 

2.5. Движения ног кролем

Теория, практика: Движения ног, выполняемые в  воде как при плавании способом кроль (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).

Форма контроля: практическое выполнение элементов

 

2.6. Облегченные и прикладные стили плавания

Теория: Облегченные и прикладные стили плавания

Практика: Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».

Форма контроля: практическое выполнение элементов

 

2.7. Игры с элементами водных видов спорта

Теория: характеристика игр с элементами водных видов спорта

Практика: Игры с элементами водных видов спорта:                 "Поплавок", "Пятнашки с поплавком", "Чья стрела лучше", "Веселые дельфины", "Переправа", "Кто быстрее", "Рыбы и сеть", "Караси и карпы", "Байдарки", "У кого вода закипит сильнее", "Поезд идет в тоннель", "Насос", "Веселые брызги", "Сядь на дно", "Хоровод", ""Охотники и утки", "Смотри в глаза друг другу", "Искатели жемчуга", "Сосчитай пальцы на руке

«Форма контроля: практическая работа

 

 

Цели программы

оказание комплексной физкультурно-спортивной, психолого-педагогической и социальной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграции в общество, раскрытие и реализация личного потенциала ребенка посредством обучения плаванию

Результат программы

Образовательные (предметные) результаты:

Обучающийся научится:

– соблюдать гигиенические требования к занятиям плаванием;

– соблюдать требования техники безопасности на занятиях в бассейне;

– пользоваться плавательным спортивным инвентарем;

– регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.

– познакомятся с техникой спортивных способов плавания, стартов и поворотов;

 

 

Личностные результаты обучения:

– формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению,

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

Метапредметные результаты обучения:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с тренером и сверстниками; работать индивидуально и группах.

Личностные результаты не подлежат формализованному контролю и аттестации, а является предметом оценки эффективности образовательной деятельности образовательной организации.

При организации мониторинга личностного развития, в рамках системы внутренней оценки, учитывается, что личностные результаты объединены в три блока:

1) индивидуальность (личностные качества) – направленность на раскрытие существующего личностного потенциала, осознание себя субъектом деятельности;

2) социальный интерес

- сформированность мотивации к обучению и познанию, готовность к осмысленному следованию принятым в обществе нормам;

- сотрудничеству с другими людьми ради достижения общих целей;  

- принятие существующих естественных различий между людьми;

3)        готовность и способность к развитию и саморазвитию – позитивное отношение к изменениям окружающего мира;

- желание меняться самому и совершенствовать социальную реальность;

При изучении личностных достижений учащихся приоритет отдается наблюдению педагогом, который проводит работу с обучающимися непосредственно в процессе осуществления разных видов деятельности.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий.

Уровень сформированности универсальных учебных действий может быть качественно оценён и измерен при выполнении учащимся  практической творческой работы.

В зависимости от успешности выполнения задания и с учётом характера ошибок, допущенных учащимся, делается вывод о сформированности у них ряда познавательных и регулятивных действий. Проверочные задания, требующие совместной работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Особые условия проведения

Разработанная программа рассчитана на определенную целевую аудиторию – детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 16 лет.

Отличительной особенностью программы и является возраст учащихся с 5-ти лет. Это обусловлено социальным заказом родителей/ законных представителей на данный вид муниципальной услуги.

Материально-техническая база

Чаша бассейна, раздевалка, душевая, 

Аквапалка (нудл), детская
15
Соединительный элемент для аквапалки
10
Колобашка для акваэробики
12
Доска для плавания, цвета МИКС
15
Набор для игр на воде "Баскетбол", d=61 см, корзина, мяч, 3 кольца, от 3 лет
2
Мяч "Спорт", цвета МИКС
10
Коврик массажный модульный «ОРТО ПАЗЛ», 8 модулей, 4 вида покрытия, МИКС «Лес»
2
Туннель для эстафет, D-60см, длина 3м, одно кольцо
1