О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.
В эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Система шахматных занятий выявляет и развивает индивидуальные способности учащегося, формирует прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Шахматы играют большую роль в формировании логического и системного мышления. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Цель программы: создание благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
В объединение «Шахматы» принимаются все желающие заниматься, учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста (7 – 18 лет). Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому на первых занятиях проводится начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную учебную группу.