Юный шахматист (летний лагерь)

Введение шахмат помогает сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей психических процессов и многих личностных качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления своим поведением. Обучение игре с раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможности полноценного самовыражения позволяют этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игру в шахматы максимально прост и доступен детям 7-12 лет. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, просмотр видеоматериала. Важное значение приобретает специально организованная игровая деятельность на занятиях.

Шахматы – это не только игра, это вид спорта, и как все детские соревнования они носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру и в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке необходимые качества: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решение, в меняющейся обстановке. Формирование этих качеств нуждается в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию на победу.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действительно эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действий, способности действовать в уме. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, бороться до конца, не унывать при неудачах.

преподаватели

Виданова Елена Андреевна - учитель физической культуры

Содержание программы

Тема 1: Шахматная доска.

Практика: чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Теория: знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Центр. Форма центра.

Тема 2: Шахматные фигуры.

Практика: дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая».

Теория: просмотр видеофильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

Тема 3: Начальная расстановка фигур.

Практика: расстановка фигур шахматной партией. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».

Теория: просмотр видеофильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Тема 4: Ходы и взятие фигур.

Теория: дидактические задания  «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Практика: дидактические игры: «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения). Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Дидактические игры: «Лабиринт», «Один в поле не воин». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

Тема 5: Игра всеми фигурами из начального положения. Практика: игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Теория: демонстрация коротких партий. Уметь играть всеми фигурами из начального положения.

Цели программы

Создать условия для личностного и интеллектуального развития учащегося, сформировать общую культуру и организацию содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

·        Умение делать рокировку, объявлять шах, ставить мат.

·        Умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

·         Умение проводить элементарные комбинации.

 

Особые условия проведения

Программа летнего лагеря

Материально-техническая база

1.     Комплекты шахматных фигур с досками – 20 штук

2.     Часы шахматные – 2 штуки

3.     Комплект напольных шахмат – 1 штука