Адресат программы
Программа «Эколята» адресована учащимся школы в возрасте 10-13 лет (5-6 классов) общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования.
Цель: формирование экологической культуры детей, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи программы:
образовательные:
-научить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия, и настроения;
-научить основам экологических знаний;
-совершенствовать речь, умение обмениваться эко-информацией, находить объяснение - обоснования.
-расширить и углубить экологические знания школьников о природе.
развивающие:
-развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление;
-развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
-развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение.
воспитательные:
-формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе
-возбуждать желание охранять природу
-воспитывать умение сопереживать всему живому
-воспитывать экологическое мышление детей
-формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
Отличительные особенности программы
Упор на изучение основ экологии позволяет достигнуть более высокий результат в поэтапном развитии умственных способностей школьников, путем вооружения их навыками взаимодействия с окружающей действительностью и обучению методам самостоятельного добывания знаний. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Условия реализации
Программа адресована младшим школьникам от 10 до 13 лет. В объединения принимаются обучающиеся 5-6 классов. Наполняемость в группах: 15 человек.
Сроки реализации подпрограммы: Программа рассчитана на 1 год образовательной деятельности.
Форма и режим занятий. Программа предполагает использование на занятиях групповые и индивидуально-групповые способы образовательной деятельности.
Занятия групп образовательной деятельности проводятся:
2 часа в неделю (72 часа в год);
Программа делится на два этапа. Первое полугодие образовательной деятельности - начальная подготовка; второе полугодие – углубленное совершенствование экологических знаний.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
по образовательному компоненту подпрограммы обучающиеся:
· получат знания науки экология;
· изучат основные виды приспособлений растений и животных;
· повысят уровень понятия "живой" и "неживой" природы
· устойчиво овладеют основными правилами ЗОЖ
· научатся контролировать свое психическое состояние;
по развивающему компоненту подпрограммы, обучающиеся:
· разовьют потребность в продолжении занятий изучении основ экологии самостоятельно после окончания учебной программы;
· научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата
· получат навыки практически применять знания, полученные на занятиях;
по воспитательному компоненту подпрограммы обучающиеся:
· овладеют организаторскими навыками и умениями действовать в коллективе, чувством ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
· у обучающихся появится потребность к ведению здорового образа жизни, умение и желание активно беречь и защищать природу;
· сформируется понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
Способы определения результативности
-мониторинг на начало и окончание учебного года
-педагогическое наблюдение
-анкетирование
-психологические и учебно-игровые тренинги
-наблюдение во время теоретических и практических занятий
-викторины, ролевые и интерактивные игры, выставки рисунков, их результаты
Формы подведения итогов реализации подпрограммы
- психологические тесты;
- контрольные игры с заданиями;
- диагностика в рамках мониторинга ОДОД.