- Главная
- Направления
- Художественная
- Инструментальная музыка
- ДООП "Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень"
Рекомендуем посмотреть
ДООП "Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень"
Модульная дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень» направлена на решение главной задачи современной музыкальной педагогики – всестороннего комплексного музыкального воспитания обучающихся с определением важнейшей роли в этом процессе - преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у обучающихся интереса к музыке и раскрепощению творческих сил.
Программа разработана на основе Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (подготовлены кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учётом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации). При составлении данной общеразвивающей программы использовалась примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Музыкальный инструмент. Скрипка».
Программа является адаптированной к условиям и особенностям преподавания в системе дополнительного образования.
преподаватели
Модуль «Скрипка» - педагог высшей категории Берест Ольга Алексеевна.
Модуль «Хор» - педагог высшей категории Шапошникова Ирина Анатольевна.
Модуль «Сольфеджио» - педагог первой категории Долинина Татьяна Николаевна.
Расписание
Индивидуальные занятия по специальности скрипка, групповые занятия по сольфеджио, хору.
Режим занятий
2/3 раза в неделю (всего 4 часа)
Один учебный час равен 40 минутам.
Расписание занятий в группах может быть изменено с 01.09.
Содержание программы
Программа «Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень» является модульной. Предполагает обязательное освоение следующих образовательных модулей: «Скрипка», «Коллективное музицирование (хор)», «Сольфеджио».
Образовательный процесс осуществляется в форме индивидуальных занятий по индивидуальному плану. Индивидуальный план является одной из основных форм планирования занятий. Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, опираются на психолого-педагогическую характеристику учащегося и позволяют видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его учащегося.
Особенностью организации образовательного процесса при освоении модулей
"Сольфеджио", "Коллективное музицирование (хор)» является формирование разновозрастных групп, являющихся основным составом класса.
Цели программы
Создание условий для приобщения детей к миру музыкального искусства, формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей.
Цель является единой, конечной для составляющих модулей, входящих в программу.
Результат программы
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки обучающихся, полученные в ходе реализации программы, а так же развитие ключевых, личностных и предметных компетенций обучающихся.
По окончании обучения учащийся по модулю «Скрипка»
должен знать:
начальный, стартовый скрипичный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (народные песни, пьесы, этюды);
элементарную профессиональную терминологию;
возможностей инструмента скрипка;
должен уметь:
исполнять простейшие музыкальные произведения;
слушать нюансировку во время исполнения музыкального произведения;
· совместно с педагогом преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
· вместе с педагогом анализировать короткие музыкальные отрывки
обладать навыками:
чтения с листа несложных музыкальных произведений;
разбора текста и владение основными аппликатурными формулам;
слухового контроля,
простейшими навыками по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
владения координацией, объединяющей три важных фактора: мышление, слух и двигательно-игровой процесс.
По окончании обучения учащийся по модулю «Сольфеджио»:
должен знать:
Высокие и низкие звуки; звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.
Устойчивость и неустойчивость; тоника, тоническое трезвучие. Аккорд; мажор, минор; тон, полутон; строение мажорной гаммы; скрипичный ключ; басовый ключ (ознакомление); ключевые знаки, диез, бемоль; транспонирование; канон, темп, размер; тактовая черта, сильная доля, затакт, пауза (половинная, четвертная, восьмая); фраза, куплет; мелодия и аккомпанемент.
Тональности: До, Соль, Фа, Ре - мажор.
Ритмические длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой (целая нота и размер 4/4 для продвинутых групп).
Уметь:
Правильно дышать и распределять дыхание на музыкальную фразу. Петь песни – упражнения из 1.2.3.х звуков.
Петь несложные песни с текстом, с сопровождением и без сопровождения от разных звуков в пройденных тональностях.
Повторять ритмический рисунок на слоге; простукивать ритмический рисунок исполненной мелодии.
Исполнять ритм по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки); определять на слух: характер музыкального произведения, лад (мажор, минор), устойчивость или неустойчивость отдельных оборотов, размер, начало с сильной либо со слабой доли; различные мелодические обороты, включающие движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков.
Запомнить без предварительного пропевания небольшую фразу и произвести ее с текстом. Уметь записать знакомую, раннее выученную простейшую мелодию; ритмический рисунок мелодии. Петь гаммы, в них Т 5/3, отдельные ступени, мелодические обороты типа: V-I, I-V, I-VII-II-I, V-VI-V, I-V-III.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
По окончании обучения учащийся по модулю «Коллективное музицирование (хор)»
должен знать:
нотную грамоту, чтобы уметь петь по хоровым партиям и партитурам;
основные средства выразительности, используемые в певческом искусстве;
элементарную музыкальную терминологию;
должен уметь:
· использовать элементарные вокально-хоровые умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений;
обладать навыками:
· чтения с листа несложных вокально-хоровых музыкальных произведений;
· грамотного разбора текста и владение основными средствами выразительности;
· использования музыкально-исполнительских средств выразительности.
Обучение по программе способствует формированию ключевых компетенций:
Метапредметные:
- активная потребность в знаниях;
- умение использовать приобретённый опыт творческой деятельности;
- умение строить логические умозаключения;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;
- самостоятельность;
- брать на себя ответственность.
Личностные:
- активность в общественной жизни;
- принятие норм поведения и общения в социуме;
- ценностное отношение к здоровому образу жизни;
Образовательных (предметных) компетенций:
Обучающиеся в результате занятий по данной программе сформируют:
- сформированный начальный уровень теоретических знаний и практических умений в области скрипичного искусства;
- развитое музыкальное воображение, мышление, восприятие.
Материально-техническая база
Для осуществления образовательного процесса необходимо предусмотреть соответствующие материально-технические условия:
хоровые и теоретические классы;
столы и стулья;
световой режим, соответствующий санитарным нормам;
нотная литература для 1 класса;
концертный зал с концертным роялем;
доска с нотным станом;
пюпитр;
звуковоспроизводящая аппаратура.