ДООП "Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень"


Модульная дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень» направлена на решение главной задачи современной музыкальной педагогики – всестороннего комплексного музыкального воспитания обучающихся с определением важнейшей роли в этом процессе - преподавания на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у обучающихся интереса к музыке и раскрепощению творческих сил.

Программа разработана на основе Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (подготовлены кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учётом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации). При составлении данной общеразвивающей программы использовалась примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Программа является адаптированной к условиям и особенностям преподавания в системе дополнительного образования.  

 

 

преподаватели

Модуль «Скрипка» - педагог высшей категории Берест Ольга Алексеевна.

Модуль «Хор» - педагог высшей категории Шапошникова Ирина Анатольевна.

Модуль «Сольфеджио» - педагог первой категории Долинина Татьяна Николаевна.

Расписание

Индивидуальные занятия по специальности скрипка, групповые занятия по сольфеджио,  хору.

Режим занятий
2/3 раза в неделю (всего 4 часа)
Один учебный час равен 40 минутам.

Расписание занятий в группах может быть изменено с 01.09.

Содержание программы

Программа «Музыкальный инструмент. Скрипка. Стартовый уровень» является модульной. Предполагает обязательное освоение следующих образовательных модулей: «Скрипка», «Коллективное музицирование (хор)», «Сольфеджио».

Образовательный процесс осуществляется в форме индивидуальных занятий по индивидуальному плану. Индивидуальный план является одной из основных форм планирования занятий. Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, опираются на психолого-педагогическую характеристику учащегося и позволяют видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его учащегося.

Особенностью организации образовательного процесса при освоении модулей
"Сольфеджио", "Коллективное музицирование (хор)»  является формирование разновозрастных групп, являющихся основным составом класса.

Цели программы

Создание условий для приобщения детей к миру музыкального искусства, формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей.

Цель является единой, конечной для составляющих модулей, входящих в программу.

Результат программы

Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки обучающихся, полученные в ходе реализации программы, а так же развитие ключевых, личностных и предметных компетенций обучающихся.

По окончании обучения учащийся по модулю «Скрипка»

должен знать:

 начальный, стартовый скрипичный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (народные песни, пьесы, этюды);

 элементарную профессиональную терминологию;

возможностей инструмента скрипка;

должен уметь:

 исполнять простейшие музыкальные произведения;

 слушать нюансировку во время исполнения музыкального произведения;

·                     совместно с педагогом преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

·                     вместе с педагогом анализировать короткие музыкальные отрывки

 

обладать навыками:

чтения с листа несложных музыкальных произведений;

разбора текста и владение основными аппликатурными формулам;

 слухового контроля,

 простейшими навыками по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;

 владения координацией, объединяющей три важных фактора: мышление, слух и двигательно-игровой процесс.

По окончании обучения учащийся по модулю «Сольфеджио»:

должен знать:            

Высокие и низкие звуки; звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.

Устойчивость и неустойчивость; тоника, тоническое трезвучие. Аккорд; мажор, минор;  тон, полутон; строение мажорной гаммы; скрипичный ключ; басовый ключ (ознакомление); ключевые знаки, диез, бемоль; транспонирование; канон, темп, размер; тактовая черта, сильная доля, затакт, пауза (половинная, четвертная, восьмая); фраза, куплет; мелодия и аккомпанемент.

Тональности: До, Соль, Фа, Ре - мажор.

Ритмические длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой (целая нота и размер 4/4 для продвинутых групп).

Уметь:

Правильно дышать и распределять дыхание на музыкальную фразу. Петь песни – упражнения из 1.2.3.х звуков.

Петь несложные песни с текстом, с  сопровождением и без сопровождения от разных звуков в пройденных тональностях.

Повторять ритмический рисунок на слоге; простукивать ритмический рисунок исполненной мелодии.

Исполнять ритм по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки); определять на слух: характер музыкального произведения, лад (мажор, минор), устойчивость или неустойчивость отдельных оборотов, размер, начало с сильной либо со слабой доли; различные мелодические обороты, включающие движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков.

Запомнить без предварительного пропевания небольшую фразу и произвести ее с текстом. Уметь записать знакомую, раннее выученную простейшую мелодию; ритмический рисунок мелодии. Петь гаммы, в них Т 5/3, отдельные ступени, мелодические обороты типа: V-I, I-V, I-VII-II-I, V-VI-V, I-V-III.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

 

 По окончании обучения учащийся по модулю «Коллективное музицирование (хор)»

 должен знать:

нотную грамоту, чтобы уметь петь по хоровым партиям и партитурам;
основные средства выразительности, используемые в певческом искусстве;
элементарную музыкальную терминологию;
должен уметь:

·         использовать элементарные вокально-хоровые умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений;

обладать навыками:

·         чтения с листа несложных вокально-хоровых музыкальных произведений;

·         грамотного разбора текста и владение основными средствами выразительности;

·         использования музыкально-исполнительских средств выразительности.

 

Обучение по программе способствует формированию ключевых компетенций:

Метапредметные:

- активная потребность в знаниях;

- умение использовать приобретённый опыт творческой деятельности;

- умение строить логические умозаключения;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;

- самостоятельность;

- брать на себя ответственность.

 

Личностные:

- активность в общественной жизни;

- принятие норм поведения и общения  в социуме;

- ценностное отношение к здоровому образу жизни;

Образовательных (предметных) компетенций:

Обучающиеся в результате  занятий по данной программе сформируют: 

- сформированный начальный уровень теоретических знаний и практических умений в области  скрипичного искусства;

- развитое музыкальное воображение, мышление, восприятие.

 

Материально-техническая база

Для осуществления образовательного процесса необходимо предусмотреть соответствующие материально-технические условия:

хоровые  и теоретические классы; 

столы и стулья;

световой режим, соответствующий санитарным нормам;

нотная литература для 1 класса;

концертный зал с концертным роялем;

доска с нотным станом;

пюпитр;

звуковоспроизводящая аппаратура.