Предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста, с учётом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея работы – в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога. А также в том, что в неё включено много полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников; учитывает гендерные различия.
преподаватели
Филимонова О.Г. - педагог психолог высшей квалификационной категории
Содержание программы
Содержание учебного плана
Раздел «Мышление»
Теория: мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация; устная инструкция педагога.
Практика: «Художники», «Найди лишнее», «Загадки», «Санки», «Мешок с подарками», «Бусы на ёлку», «Что лишнее?», «Кто во что играет?», «Кто живёт в лесу?», «Найди лишний предмет», «Найди и раскрась», «Найди и раскрась одежду», «Найди лишний», «Профессии», «Бусы», «Помощники», «Дружная рыбалка», «Угощение для кролика», «Лабиринт», «Кто лишний», «Пустой квадрат».
Раздел «Память»
Теория: зрительная, слуховая.
Практика: «Прятки», «Загадки», «Запоминай-ка».
Раздел «Внимание»
Теория: объём, концентрация, устойчивость, переключение, распределение.
Практика: «Прятки», «Лабиринт», «Что хорошо, что плохо», «Загадки», «Художники», «Найди отличия», «Весёлый мишка», «Грустный утёнок», «Найди утят», «Найди сердитого зверя», «Проведи дорожку», «Найди маски героям», «Слушай внимательно», «Лабиринт», «Наведи порядок», «Мешок с подарками», «Рукавичка», «Прятки», «Ёлочка красавица», «Найди хвост», «кто во что играет?», «Найди все мячики», «Кто живёт в лесу?», «угадай, чья тень», «Найди и раскрась», «Найди и раскрась одежду», «Обувь и время года», «Профессия», «Открытка», «Кукла», «Дорога к домику», «В лесу», «В комнате смеха», «Грибочки», «Запоминай-ка», «Чашки», «Прятки», «Флажки».
Раздел «Восприятие»
Теория: цвет, форма, величина.
Практика: «Загадки», «Удивительные рыбки», «Наведи порядок», «Найди хвост», «Запоминай-ка», «Лабиринт», «В лесу».
Раздел «Эмоциональная сфера»
Теория: переключение, эмоциональное состояние, физический комфорт, разные эмоции, эмоциональный мир человека.
Практика: «Знакомство», «Давайте дружить», «Радостная страничка», «Весёлый мишка», «Грустная страничка», «Грустный утёнок», «Сердитая страница», «Найди маски героям», «Слушай внимательно».
Раздел «Мелкая моторика»
Теория: развитие пальцев рук, кистей.
Практика: пальчиковая гимнастика на каждом занятии, «Лабиринт», «Открытка».
Раздел «Коммуникативная сфера»
Теория: навыки диалогического общения, умения отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Практика: «Давайте дружить», «Осенний праздник», «Зимний праздник», «Сбежавшие игрушки», «Теремок», «Федорино горе», «Маша-растеряша», «Мальчики-одуванчики», «Девочки-припевочки», «Три медведя», «Репка».
Раздел «Воображение»
Теория: репродуктивное
Практика: «Подарок для царицы Осени», «Подарок, о котором ты мечтаешь», «Угадай, чья тень», «В лесу», «Дорога к домику», «Чего на свете не бывает», «Кто спрятался?».
Цели программы
Создание условий для естественного психологического развития ребёнка.
Результат программы
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
• своё имя, пол, возраст;
• уметь показать заданную эмоцию;
• иметь представление об основных эмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);
• сформирована способность к эмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;
• сформировано положительное эмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;
• адекватно себя вести в соответствии с окружающими условиями и событиями;
• расширить представления о жизни животных, явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;
• сформирована познавательная активность;
• научиться утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;
• ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояние и состояние других людей.
Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
Материально-техническое оснащение
- Помещение с хорошим освещением, вентиляцией.
- Столы, стулья соответствовать росту детей.
- Доска на магнитной основе.
- Средства массовой коммуникации (технические средства).
- Аудио-видеотека.
- Фонотека и фильмотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Пластилин.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
- Ковёр.
- Рабочие тетради (Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для дошкольников 3-4 лет»).